Зрительная память. Развитие зрительной памяти

Как развить зрительную память, чтобы помнить все что увидел так хорошо, как это делают в передаче «Удивительные люди»? И зачем нам это нужно? Если человек работает в полиции и ему необходимо узнавать множество лиц разыскиваемых преступников, тогда еще понятно.

Иногда в жизни случается увидеть какую-то страшную картину, которую хочется стереть из воспоминаний навсегда. Может природа специально ограничивает определенным объемом образы, хранящиеся в голове, чтобы сохранить нашу психику?

Зрительная память: что это такое

Что такое зрительная память? Изучать этот вопрос детально ученые начали только в шестидесятые годы прошлого века. Оказалось, что не все закономерности, связанные с вербальной, то есть разговорной памятью, верны для визуальной. Способность удерживать образную информацию в сознании, не обращаясь к словесному обозначению, называется зрительной памятью.

Часто для лучшего запоминания человек для себя называет то, что увидел. К примеру: красный круг, зеленый квадрат, голубой треугольник. Это дает двойной код для мозга. Иногда сложно разграничить визуальный образ от вербального. То есть, человек запомнил оттенок, но не знает, как он называется точно: малиновым или лиловым.

Зрительную память условно можно разделять на кратковременную, которая работает здесь и сейчас, и долговременную. Кратковременная позволяет нам удерживать в сознании небольшое количество предметов на протяжении короткого промежутка времени. Исследователи заметили, что легче всего запоминаются 3-4 предмета. Если поменять у них цвет или форму, то они все равно сохранятся в голове. Но, когда предметов станет больше, их уже будет труднее сохранять в сознании кратковременной ячейки.

В долговременной памяти хранятся воспоминания, которые были для нас очень дороги, часто повторялись или произвели большое впечатление. Все помнят лицо своей матери, лучшего друга, первый снег, море.

Если говорить об этом по-научному, кратковременные воспоминания хранятся в одной ячейке, а долговременные воспроизводятся, когда захватывается целая цепочка ассоциаций. Долговременная память – это хранилище, в котором воспоминания находятся до поры, до времени. Мы их туда кладем и забываем о них до определенного момента. Существует гипотеза, о том, что объем долговременного хранилища неограничен.

Чем больше цепочек ассоциаций хранится в голове у человека, тем объемнее его долговременная память. Она может сохранить события, происходившие месяцы, годы, дни и часы тому назад. Объем долговременного хранилища может пополняться. Человек его не осознает, пока не переведет часть воспоминаний в рабочую, кратковременную ячейку для каких-нибудь повседневных нужд.

Как развить образную память

Как улучшить зрительную память? Этот вопрос волнует многих. Хороший объем визуальных образов облегчает любую профессиональную деятельность. Кондитер, украшая торт, старается повторить узор или форму цветов, вспоминая о том, как украшал только что или вчера другой десерт.

У взрослых

Тренировка зрительной памяти – это не самое сложное занятие. При желании можно самостоятельно выполнять специальные упражнения.

Чтобы добиться определенного результата, заниматься следует регулярно.

Ученые заметили следующую закономерность. Если в процессе запоминания принимает участие работа над образом, оно запоминается на более длительное время и точнее.

Пример. Если на экране будет написано несколько слов. Одно слово – рак. У испытуемых спросили: «Не умер ли кто-нибудь из родственников от такой болезни?» В дальнейшем, оказалось, что 85% людей запомнило это слово. Потому что над ним работали глубоко, опираясь на эмоции.

Практические опыты психологов направлены на то, чтобы уточнить разные стороны проблемы. Как быстро запоминает человек увиденное? Исследователи показывают предмет то на 2 секунды, то на 2 минуты.

Точность воспоминаний их тоже интересует. Насколько верно сохраняется предмет в голове у человека? Не добавляет ли мозг свои детали, интерпретацию?

Существует проблема изменения образа в воспоминаниях, если человеку задают заведомо сбивающие его с толку вопросы. Часто по этой причине совершаются ошибки в судебных процессах.

Замечено, когда в изображении что-то медленно меняется, человек может этого не заметить. К примеру, на экране дерево будет становиться более прозрачным и исчезнет совсем. В то же время, если предмет двигается, вы это сразу заметите, обратите на это внимание.

Лучше запоминается то, на что человек обратил внимание. Когда человек проделывает упражнение для улучшения запоминания, следует понимать. У него разовьется внимательность и запоминание именно в этом упражнении. Но бдительность и внимание на проезжей части дороги останутся такими же, какими были. То есть, если нужны более крепкие воспоминания в определенной области, в ней и надо выполнять упражнения.

Замечено, что в момент опасности для жизни человека, он может увидеть перед глазами картинки всей своей жизни, промелькнувшие за пару секунд. Это лишний раз подтверждает, что зрение дает человеку самый большой процент знаний, представлений об окружающем мире.

Память у каждого человека индивидуальная. Одни запоминают все детали, едва взглянув на предмет, другие не помнят основного. Но мы способны влиять на возможности запоминания независимо от своего возраста. Чтобы развить память у взрослого индивидуума, надо постараться, приложить больше усилий. Чтобы тренировать зрительную память зрелого человека, следует проанализировать его проблемы, выбрать индивидуальные упражнения.

Занятия позволяют увеличивать объем воспоминаний, продлевают сроки хранения образов в голове человека, раскрывают скрытые резервы мозга.

Если у человека не очень хорошее зрение, к упражнениям хорошо подключать приемы мнемотехники. Примером может служить стишок о цветах радуги, про охотника и фазана.

В процессе занятий для лучшего образного мышления взрослому человеку нужна диета, богатая витаминами: С, Е, В6, В12.

В рационе должна быть рыба:

  • кета;
  • сардина;
  • лосось;
  • палтус.

Орехи грецкие и лесные, морковь и яблоки, бананы дополнят состав крови полезными микроэлементами, необходимыми для усиленной работы нейронов головного мозга.

Упражнения для лучшего запоминания человек должен повторять регулярно, постепенно усложняя их. Следует увеличивать объем приемов и количество предметов, которые вы хотите запомнить.

Для тренировки зрения можно использовать время вынужденного бездействия. Например, сидя в метро, закрыть глаза и попробовать вспомнить, какого цвета пальто у девушки, сидящей рядом. Открыть глаза, посмотреть внимательно на трех-четырех человек одновременно. Закрыть и вспоминать их одежду, цвет сумочки в руках. Постепенно можно добавлять количество людей, усложнять задачу.

Леонардо да Винчи упражнялся с игральным кубиком, запоминая одну его грань. В интернете можно найти множество примеров для тренировки зрения. Одно из них – рисование. Посмотрите на цветок, отвернитесь и нарисуйте его, представляя мысленно. Проверьте себя. Картины, возникающие в мозгу, старайтесь рисовать как можно точнее.

Зарисуйте колье своей подруги, изготовленное из камней разной формы и цвета. Вспомните, мыслительным взором, сколько тарелок поставили на стол, накрывая ужин.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Для дошкольников в магазине игрушек продается множество развивающих игр. Раскладывая обычные кубики и надевая кольца пирамидки, мама может задавать вопросы, повторять с малышом, сколько он видит предметов, как они расположены на столе.

Хорошо тренированная визуализация поможет ребенку лучше учиться, запоминать уроки, приобретать профессию, быть успешным в жизни.

У младших школьников хорошо развивается наглядно-образная память, потому что им дается много конкретного образного материала, что развивает визуальное мышление. В начальных классах учителя готовят детей к развитию логической памяти, предлагая запоминать определения, доказательства и объяснения. Запоминая логически связанные значения, ребенок развивает мышление.

Память у ребенка в разном возрасте отличается. Когда мальчики вырастают на 10 сантиметров за лето, клетки их мозга не успевают за таким быстрым ростом. В 14-15 лет мальчикам учиться труднее, чем в первом классе.

Чтобы занятия тинейджера не превращались в мучение, ему надо разнообразить свои впечатления. Например, запоминать исторические сведения, дополняя их рисунками, картами, таблицами. Информацию дополнять рифмованными стишками, наподобие Пифагоровых штанов.

Запоминая множество дат, привязывать их к предметам в своей комнате. Развивающие упражнения помогут натренировать образное мышление подростку, что облегчит его учебу.

У художников

Художники обладают повышенным образным мышлением. Они учатся рисовать, лепить по своим мысленным воспоминаниям о природе, добавляя немного от себя. Чтобы помнить множество картин из окружающего его мира, художник постоянно пополняет свои воспоминания, внимательно всматриваясь в пейзаж за окном, в натюрморт.

Леонардо да Винчи часто ставил перед собой букет цветов и смотрел на него. Потом рисовал по памяти. Сверял с реальным букетом и так повторял много раз, пока не запоминал его в точности.

Упражнения для тренировки визуальной памяти

Чтобы развивать память у ребенка, с ним можно играть в буквы. Две большие буквы А и М расположить рядом друг с другом. Закрыть их непрозрачным листом и предложить ребенку повторить расположение букв. Такая тренировка с малышом и другие развивающие игры увеличивает объем зрительного хранилища мозга. Если у ребенка плохая память, играйте с ним чаще.

Разложите в произвольном порядке несколько спичек на столе. Запомните их расположение, закройте непрозрачной салфеткой. Нарисуйте все, что запомните. Проверьте результат.

Найдите в картинках для теста в интернете или комиксах несколько отличий.

Запомните во что одеты ваши гости. Выходите в другую комнату. За это время пусть они поменяются шарфами, галстуками. Вы заходите и угадываете, что изменилось во внешности.

Хорошо тренирует мозг обычное чтение книг с картинками и без. Читайте не меньше сотни страниц в день и ваши воспоминания будут живыми и объемными.

Революционные открытия как работает наша память и как надо запоминать! Для многих людей это станет настоящим открытием.

У людей нет плохой памяти, просто нас не научили как ей правильно пользоваться. Память у нас работает прекрасно. В данной статье Вы найдёте самые эффективные и интересные упражнения и видеотренинги по тренировки памяти и внимания

По времени хранения информации выделяют:

Долговременную память
Кратковременную память
Мгновенную или иконическую

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек - звуки его собственного имени. В долговременную память помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть - как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения - секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Чем развитее у человека мгновенная и кратковременная память, тем больше шансов пополнить память долговременную. Кратковременная память - входные ворота долговременной, а долговременная память - это входные ворота интеллекта. Чтобы иметь красивое стройное мускулистое тело, нужно заниматься спортом, регулярно давать мышцам нагрузку. Также и с памятью. Тренировка памяти - не что иное, как её использование, применение, постоянная практика запоминания. Лучший вариант - учить стихи. Это расширяет словарный запас и увеличивает площадь контактов между нервными клетками головного мозга.

Тренировка памяти упражнения:

Упражнение «Дом памяти»

Попробуйте по памяти назвать по фамилиям всех поэтов или писателей, которых тока сможете вспомнить. Если Вы смогли припомнить без больших затруднений и торможения хотя бы 12-15 авторов, то это весьма не плохо. Помимо фамилий поэтов, можно называть понятия из любой сферы (женские и мужские имена, предметы мебели, комнатные растения, все понятия относящиеся к математике, изобразительному искусству и т.п.)



Упражнение «Концентрация на задаче»

Простое упражнение, которое поможет Вам развить привычку концентрироватьс на задаче — это произнесение слов наоборот.

Любовь — Вобюл
Пианино — Онинаип
Небоскрёб — Бёрксобен
Картина — Анитрак
Потолок — Колотоп

Нос-Сон
Дар-Рад и т.п. Затаем переходите к двусложным словам:

Рога — Агор
Небо — Обен
Гора — Арог

Казалось бы, примитивное детское упражнение! Но оно тренирует зрительную память. Не так уж просто без навыка удержать в воображение слово «мегаполис» или «шахматы». Как только вы попытаетесь произнести эти слова наоборот, не подглядывая в запись, у Вас возникнут трудности. Что с этим делать? Разбивать Умственную задачу на блоки.

Шахматы= шах мат ы

В начале нужно удостовериться, что Ваш мозг видит три отдельных части слова: шах мат ы. Вы можете разбить слово иначе, по слогам: шах-ма-ты . В любом случае, Вам нужно удержать в воображении три фрагмента. Память и внимание тренируется колоссально! Если перед вашим мысленным взором уже зафиксировались три слога, не составить труда прочесть их наоборот: ы там хаш.



Упражнение «Целлюлярный токинг»

То, что я сейчас советую Вам сделать, будет выглядеть странновато. Тем не менее, «оно самое» поможет.

а)Увеличить скорость мышления и улучшить внимание

б) сократить время на пути образ — слово (а значит, увеличить скорость чтения)

в) Испытать, как напрягается ваша память (некоторые будут откровенно «тормозить», выполняя это простое задание).

Как можно быстрее называйте вслух все предметы, которые видите перед собой. Вот я, к примеру вижу:
Монитор, зеркало, наручные часы с кожаным ремнём, сотовый телефон, измерительную рулетку, торшер, вебкамеру, три карандашницы, книги, еженедельники, кактус и т.д.

Вы можете перечислять предметы как с описательными характеристиками, так и без конкретики: колонки, подушка, диван, стена, рамка, медаль, фотография, расчёска и т.д.

Это упражнение интересно выполнять, когда есть хотя бы один зритель. Понаблюдайте за собой: через какое время вы «сдуетесь», паузы между словами возрастут и вы станенете мычать и помогать себе жестами. Свои мозговые клетки можно и нужно регулярно «доить».

В этом случае скорость синтеза необходимых клеткам веществ растёт, и нейроны привыкают работать не вполсилы, а на полную катушку. Почаще устраивайте им напряжённый кросс, и они отблагодарят вас. Вы будете быстрее подбирать аргументы в споре и лучше соображать, перестанете страдать от рассеянности и забывчивости. Реакция вашего мозга в стрессовых ситуациях, вроде намечающегося ДТП, можете стать молниеносной.

Упражнение «тренировка второго полушария».

Это для любителей потренировать память нестандартным спсобом, а именно: развивайте правое полушарие головного мозга. За работу левой руки отвечает именно оно. Не всегда удаётся выделить время для тренировки левой руки. Но если привязать тренировку к бытовым действиям, которые всё равно приходится делать каждый день, то Ваш мозг станет стремительно развиваться. Например: мытьё посуды, чистка ванны или раковины, можно перестроить мышь компьютера под левую руку, пытаться писать левой рукой и т.п.

Упражнение «Римская комната»

Это приём на запоминание чего угодно. Списка продуктов,
Тони Бьюзен в книгах по улучшению памяти пишет о «Римской комнате». Мол, древние римляне использовали её для запоминания важных событий, замена ежедневника. Римской комнатой, по Бюзьену может служить Ваш кабинет, спальня или комната из детства, может быть Ваш автомобиль. Как правильно выполнять данное упражнение, Вы можете посмотрев это видео.



Возникает вопрос, «Не захламится ли память всеми этими предметами?» Но механизмы памяти совершеннее, чем может показаться. Как только мы выполнили задачу, память тут же избавляется от лишнего образа без каких либо усилий с нашей стороны. Если мы не используем какую-то информацию, наш мозг, как рачительный хозяин, немедленно избавляется он неё. Именно поэтому после выхода на пенсию люди стремительно утрачивают свой профессионализм. Если помолчать годик, то и говорить разучишься.

Тренировка памяти в быту:

1) Новую информацию читайте каждый день.

2) После просмотра фильмов и передач мысленно «прокручивайте» их в голове от начала до конца.

Точно ли Вы помните название? Обратили ли внимание на имена режиссёра, актёров? Вам не было интересно или виной всему банальные невнимаетельность и лень?

3) Список что нужно купить держите в голове, а не в кармане.

5) Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семьи начальства. Это экономит нервы и улучшает кровоснабжение в коре головного мозга.

6) Запоминайте все нужные телефонные номера.

7)В конце дня (можно в постели) припоминать события дня с самого утра.

Это ценно не только для тренировки памяти, но и для анализа — наилучшим ли образом я построил день? В мельчайших подробностях припоминайте события последенего часа, если нет возможности читать, а время уходит не по Вашей вине.

8)Запоминайте Дни Рождения, расписание дня и недели.

Это не значит, что нужно отказаться от планирования на бумаге, но лучше иметь копию в голове.

9) Говорите без шпаргалки

10) Заведите блокнот для люботных фактов, идей, ссылок, цитат, чтобы была возможность воспользоваться ими при случае. «Скоростная память» .

Как вам эта статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых статьях моего блога!

Мы получаем от мира огромное количество информации. Как известно, более 80% приобретается нами благодаря глазам. Что - то проходит бесследно, что - то оставляет в нашей душе след и возвращается в нашу голову через некоторое время.

Зрительная память наполняет наши воспоминания яркими картинками прошлого, большим количеством деталей, элементов, которые описать словами очень сложно и очень долго. Мы помним нашу жизнь яркой и наполненной благодаря слаженной работе наших глаз и нашего мозга.

Что же такое зрительная память? Как она работает, как сочетается с памятью от других органов чувств? Как улучшить зрительную память и зачем это нужно? Об этом и о многом другом написана данная статья.

Зрительная память, что это?

Зрительная память… Объяснить, что это такое, не так и сложно. К примеру, вы куда - то едите на автобусе, в другую страну, скажем. С вами вместе – около сорока человек, которых вы в первый раз увидели во время посадки в транспортное средство. И вот, перед тем, как пересечь границу, автобус останавливается и все пассажиры, в том числе, вы, из него выходят и смешиваются с пассажирами из других автобусов. Проходит минут 20. Человек с хорошо развитой зрительной памятью (в данном случае – памятью на лица) сможет без труда вычленить из толпы не только мужчину, который сидел рядом на протяжении последних двух часов, но и большую часть путешественников из своего автобуса. Человек же с плоховатой зрительной памятью вспомнит двух - трех, которые сидели в поле его зрения.

Или вот еще пример. Предположим, лет 10 назад вы побывали в Сербии. И теперь, при одном лишь упоминании о ней по телевизору, либо в разговорах с друзьями, вы представляете себе ярко и отчетливо картинку: холмистые горы в зелени, а среди них – небольшой красивый домик.

Теперь пришло время дать определение зрительной памяти. Что это, все - таки, такое?

Зрительная память - вид памяти, который связан с работой зрительного анализатора. Ответственна за сохранение, а затем за воспроизведение зрительных образов.

Бывает нескольких видов.

Иконическая. Ее длительность меньше секунды. Информация, которая не была использована в это время, теряется.

Кратковременная. Длится до 30 секунд.

Долговременная. Особо длительная зрительная память.

Эйдетическая память, что это?

Также в отдельную группу выделяется эйдетическая память. Это способность, которой обладают не все люди, чаще всего – дети, подростки, художники. Представляет собой возможность удерживать в голове яркие и четкие образы увиденных предметов длительный период времени. Эйдетики хорошо видят картинку даже после того, как она пропала из их поля зрения.

Эйдетизм – хорошо развитая фотографическая память. Некоторые используют данное понятие как синоним зрительной памяти, мы же рассматриваем фотографическую память как часть зрительной.

Вспомните, вы наверняка слышали истории о том, что какой - то человек с поразительной точностью воспроизводит детали увиденной им некоторое время назад картины. Или же о людях, которые готовы без остановки читать наизусть самые различные стихи. Это все личности, обладающие хорошо развитой эйдетической или фотографической памятью.

Есть уникальные случаи эйдетизма. К примеру, итальянский библиофил Антонио Мальябеки, живший в конце 17 – начале 18 веков, в конце своей жизни мог наизусть продекламировать каждую из прочитанных им книг. А их было более 40 000… Или вот 40 - й президент США Рональд Рейган запоминал тексты, лишь взглянув на них.

Зрительная память – важный носитель информации

Интересно, что использование именно зрительных образов позволяет человеку закодировать очень много воспоминаний.

Нам достаточно просто запомнить, к примеру, как выглядит красивый мужчина, которого мы видим в столовой в обеденный перерыв. Вспоминая о нем, мы видим картинку. А теперь представим, что нам нужно описать его подруге, которая ни разу не имела чести встретиться с данным красавцем. Сколько понадобится слов? Сотни. Он и высокий, и широкоплечий, и волосы у него длинные, но не очень, до плеч, как у такого - то актера из такого - то фильма, и борода у него такая, как у кого - то…

Получается, что картинка несет в себе информацию сотен слов, которые запомнить, согласитесь, гораздо сложнее. Вряд ли подруга сумеет повторить все услышанное. Скорее, она будет помнить теперь образ, который у нее сформировался на основе услышанных описаний.

И еще. Кажется, что мы запоминаем только картинку. На самом деле, это не так. Зрительный образ дополняется большим количеством информации, полученной от других органов чувств.

К примеру, пять лет назад вы побывали за границей в известном ресторане. И тут, идя по улице, краем уха слышите, что кто - то посторонний упоминает название данного заведения в разговоре. Перед вами сразу встает картинка: вы сидите, и перед вами шикарный столик с висящей до пола скатертью, собранной в нескольких местах, полумрак, на столе стоит бокал вина, и много - много цветов вокруг.

Все ли это? Нет! Наверняка, вы практически почувствовали еле уловимый запах, который, вероятно шел тогда с кухни. А еще ощутили легкую прохладу, т.к. когда вы были в ресторане, хорошо работал кондиционер, и вы чуточку продрогли. Также, конечно же, в голове пронеслись звуки живой музыки, спокойной и ненавязчивой, которую вы тогда слышали. Ко всему, услышанное название почему - то сразу же улучшило вам настроение. Ведь тогда, 5 лет назад, в этом заморском ресторане ваш теперешний муж сделал вам предложение.

Все это происходит потому, что зрительная память не работает одна. К ней добавляется еще и слуховая, обонятельная, тактильная, эмоциональная. Картинка дополняется результатами работы органов чувств, благодаря чему формируется более полный, законченный образ, наполненный большим количеством информации.

У кого зрительная память развита сильнее?

Многих не оставляет в покое вопрос, у кого зрительная память лучше? Чтобы лучше принять ответ на данный вопрос, приведем немного отвлеченный пример. Тот, кто интересуется, знает – у американцев показатели IQ в целом выше, нежели у европейцев. И это притом, что тесты, которыми его проверяют у жителей США, сложнее.

Ученые связывают это с тем, что американцы постоянно, день за днем, вынуждены использовать в своей повседневной жизни те навыки, возможности, которые проверяются в тестах на IQ. Получается, без их активного участия, способности их мозга совершенствуются.

Примерно то же самое и со зрительной памятью. Она хорошо развита у тех, кто ею постоянно пользуется.

Вот, к примеру, эскимосы. Живут там, где жить практически невозможно – на просторах Арктики. Кругом однообразные белые пейзажи, кто - то бы даже сказал – депрессивные. Глазу не на чем остановиться.

И местные жители здесь обладают сверхострой зрительной памятью. Она фиксирует малейшие детали, которые мы, выросшие в большом образном многообразии, и близко бы не уловили. Глаза эскимосов подмечают среди однообразных картин – льдов и снежных гор – различные опознавательные знаки. Именно поэтому, даже в самых тяжелых условиях, эскимос не боится заблудиться. Зимой он легко и быстро найдет свой тайник, в котором еще летом припрятал добытую дичь. В его памяти хранится большое количество визуальной информации, которая помогает ему выжить в сложных условиях.

Также можно услышать точку зрения, что зрительная память у женщин развита лучше, нежели у мужчин. Якобы данные различия связаны с особенностями строения мозга у разнополых людей. Мы же придерживаемся точки зрения, что если отличия и имеются, то связаны они, прежде всего, с разными условиями, в которых растут и живут мальчики и девочки.

К примеру, у девочек, вполне вероятно, с детства преобладают увлечения, игры, где активно задействована зрительная память, имеется большое количество зрительных образов. У мальчиков же несколько другой опыт. Поэтому на каком - то периоде жизни могут фиксироваться различия качества зрительной памяти. Но, не будь различий в опыте девочек и мальчиков в их детстве, не было бы и различий в памяти.

И еще немного о животных. Ученые все пытаются выяснить, какая зрительная память у них? Сделать это достаточно сложно. Прибегают к опытам, в течение которых от животных прячут прямо у них на виду еду в одно из нескольких укрытий и ждут, через какой промежуток времени животное сможет вспомнить, куда именно положили еду, в какое укрытие.

Так выяснили, что собака безошибочно бежит к укрытию с едой после 17 минут ожидания, а кот – через 6. Кажется, не очень долго. В то же время, полную картину того, что твориться в голове у животного, представить себе сложно. Ведь у них гораздо сильнее, нежели у нас, развита обонятельная, слуховая память. Поэтому они отлично ориентируются в своих жизненных ситуациях, вспоминают то, что им нужно, моментально, не страдают, в общем.

Как улучшить зрительную память?

Тренировка зрительной памяти способна значительно улучшить возможности человека в целом. Учеба, работа, повседневная жизнь… В каждой из сфер будут одни только плюсы. Человек получает возможность более глубоко воспринимать предметы вокруг, благодаря чему становится более внимательным, сконцентрированным.

Как развить зрительную память? Существует множество способов. К примеру, вы можете найти в интернете специальные игры - тренажеры. В большинстве из них лежит одна и та же идея. Вам в течение определенного промежутка времени показываются различные предметы – картинки, черты лица и прочее, после чего изображения пропадают и предлагается вспомнить, что и в какой последовательности было показано.

Также зрительную память тренируют следующие занятия.

Рисование. Портреты, пейзажи, натюрморты… Суть в том, что мы сначала вычленяем какую - то деталь, затем запоминаем ее, а уж потом переносим на холст. Это хорошо развивает зрительную память.

Игры. Помните детские игры типа «Найди 10 отличий»? Как раз они и направлены на активное развитие зрительной памяти. Найдите усложненные варианты для взрослых, и вперед!

Воспоминания. Это лучший способ тренировки не только зрительной, но и памяти вообще. Заключается в том, что перед сном, лежа в постели, человек вспоминает все, что с ним произошло за день. Главное – чтобы в процессе воспоминаний в голове постоянно возникали соответствующие зрительные образы.

Запоминание образов. Заключается в том, что вы пытаетесь как можно точнее вспомнить какое - то изображение, которое не так давно было у вас перед глазами. К примеру, лицо человека, которого несколько раз видели в метро.

Как улучшить именно фотографическую память?

Есть также хорошее упражнения для тренировки именно фотографической памяти.


Упражнение №1.

Наблюдайте за каким - либо предметом, к примеру, за вашим письменным столом на расстоянии двух метров, 2 минуты. Постарайтесь запомнить как можно больше мелочей. Не отводите от картинки своих глаз все 2 минуты. Теперь зажмурьтесь и постарайтесь представить цвет предметов, пропорции, формы… Все, что только можно. Если что - то забыли, то откройте глаза на несколько секунд. Это позволит вспомнить недостающие детали.

После того, как с предметами вам станет просто тренироваться, начинайте использовать тексты, сложные картины.

Упражнение №2.

Его можно выполнять, когда вы идете домой или едете на работу. Быстро посмотрите на какой - либо предмет, который попался вам на дороге. К примеру, небольшой магазинчик. Отведите глаза и постарайтесь вспомнить, что вы видели, нарисуйте у себя в голове картину. Через некоторое время такое развлечение - тренировка станет вашей привычкой. Вы и не заметите, как улучшение зрительной памяти превратится в удовольствие.

Визуальная память стойкая – она сохраняется до глубокой старости, помогает найти адрес, когда название улицы и дома забыты, найти потерянные предметы, восстановив картину действий. Зрительную память можно поддерживать и развивать.

Память дана человеку, чтобы помогать связывать прошлое с настоящим. Если бы не было памяти, человечество бы не развивалось и не двигалось вперёд. Именно историческая память позволяет не повторять ошибок прошлого. Однако это в масштабах человечества. А для чего нужна память каждому человеку в отдельности?

Есть разные виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Она может быть кратковременной или долгосрочной, сенсорной или механической. Самая главная функция памяти для человека – это накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение своего индивидуального опыта.

Для каждого вида памяти есть свои способы развития, но, пожалуй, больше всего человеку необходимо развивать зрительную память. Какие способы для этого существуют?

1. Внимание и ещё раз внимание

Есть люди, наблюдательные от природы. Оказавшись в незнакомом месте, они запоминают всё, что видят, и потом с лёгкостью воспроизводят по памяти. Этого можно добиться и произвольно. Каждый день, гуляя по одному и тому же маршруту, можно запоминать все попадающиеся на пути объекты: дома, заборы, деревья, трансформаторные будки, а потом, что называется, добравшись до конечного пункта, восстановить в памяти весь маршрут.

А вот если в течение недели менять маршрут, то спектр объектов для запоминания расширится ещё больше, а значит, тренировка станет более интенсивной. При этом желательно не просто запоминать цвет или этажность дома, но и сколько окон по ширине этажа, или сколько подъездов, или какие качели есть на игровой площадке перед домом. "Прокручивая" в памяти всю ленту в обратном порядке и вспоминая все эти детали, можно добиться феноменальной зрительной памяти, а попутно стать очень наблюдательным, что, в свою очередь, создаст готовность для освоения других занятий: например, наблюдательность поможет стать хорошим криминалистом, экспертом или психологом.

2. Ассоциации

Ассоциативное мышление больше присуще людям с художественными способностями, причём у многих эти способности проявились уже с детства. Есть дети, способные увидеть в обычном стуле кресло пилота или трон короля. Но с возрастом стремление искать ассоциации сходит на нет, ведь взрослые уже не обладают такой силой воображения.

Однако для развития зрительной памяти придётся вспомнить об ассоциациях. Например, запоминая дорогу на карте, можно сравнить её со змеёй или лентой. Эмблемы, гербы, какие-то символы могут восприниматься с определённым смыслом. Нужно только наполнить этим скрытым смыслом каждый подобный знак. Он будет понятен только вам, но этого вы и добиваетесь.

Запоминание телефонов, дат и других цифровых последовательностей может быть существенно облегчено, если каждая цифра в ряду будет порождать ассоциацию с событиями в вашей жизни или жизни друзей, знакомых. Это может быть год рождения, год окончания школы, замужества, рождения детей и т. п.

3. Фотографирование

Освоив этот способ, со временем можно будет запоминать целые тексты с одного взгляда (см. « »). Начинать тренировку нужно с двух-трёх слов, которые запоминаются с первого взгляда. "Выхватив" их глазами из текста, нужно закрыть глаза и представить. Когда успех будет закреплён, нужно начать запоминать предложения, потом абзацы, а некоторые умудряются это делать даже с целыми текстами. Но такой уровень мастерства возможен только при упорной каждодневной тренировке.

Можно тренироваться и на картинках или мелких предметах. Глядя на какое-либо сложное изображение в течение 10 секунд, нужно постараться через минуту или две восстановить в своей памяти малейшие детали. Если на первых порах их запомнится не больше десятка, то после усиленных тренировок количество запомнившихся деталей может достигать двадцати и более.

То же касается и предметов. Если кто-то будет доставать из коробки небольшие предметы, оставляя их на столе, а потом прикрывая на какое-то время, то позже нужно будет вспомнить их все. Начиная с пяти-семи предметов, можно добиться запоминания порядка двадцати, а то и более предметов.

4. Метод римской комнаты

Этот метод, называемый ещё цепочкой Цицерона, – это очень эффективный способ научить структурировать информацию для её лучшего запоминания. Суть заключается в следующем: запоминаемые объекты надо мысленно расположить в хорошо знакомом помещении (например, в своей комнате), но в строго определённом порядке. И тогда потом, чтобы воспроизвести необходимую информацию, нужно будет вспомнить эту комнату.

Якобы именно так поступал Цицерон, известный римский мыслитель и оратор, перед своим выступлением. Прогуливаясь по своему дому, он размещал самые важные моменты своей речи в хорошо знакомых или любимых уголках. А произнося речь, как будто заново проходил по этому маршруту, вспоминая ключевые моменты. Можно, конечно, использовать в качестве такого "хранилища" не только комнату или дом, но и улицу, шкаф или даже свой рабочий стол, лишь бы эти предметы были хорошо знакомы для запоминания этих самых "закоулков".

5. Мнемотехники

Этим загадочным словом на самом деле называют целый комплекс упражнений, направленных на запоминание ("мнемо" – память). Это могут быть упражнения, направленные на запоминание лиц, фамилий и имён, номеров телефонов. Для этого важно расположить информацию особенным образом. Если номер телефона с расположенными в нём 11 цифрами, воспринять, а уж тем более запомнить представляется крайне сложным, то эти же цифры, разбитые знаками – скобками и дефисами, запомнятся с лёгкостью.

Если при этом в памяти возникнет фамилия этого человека и его лицо, то можно говорить об определённых успехах. Вспомните, как Глеб Жеглов в фильме Станислава Говорухина мастерски вспомнил все прозвища предполагаемой преступницы. Эффект будет намного больше, если запоминать телефоны малознакомых людей, например, заказчиков или посетителей.

Есть техники, рассчитанные на самовнушение или гипноз. Люди, склонные к таким особенностям, могут при нужном настрое запомнить целую книгу, причём на всю жизнь. Но таких единицы, а вот упражнения с таблицами Шульте доступны любому. Их применяют при обучении скорочтению, так как при работе с таблицами растёт скорость зрительных поисковых движений и ускоряется темп восприятия нужной информации. Они помогают расширить периферийное зрение.

Изначально таблицы Шульте использовали для нейролингвистического программирования, чтобы вызвать состояние высокой продуктивности для переключения сознания и выполнения последовательных логических операций.

Самыми простейшими техниками могут быть упражнения для сравнения похожих картинок, содержащих некоторый набор отличий. Либо, наоборот, такие изображения, в которых найти общее практически не возможно, и только ассоциации способны вызвать в сознании нужную информацию.

Конечно, зрительная память может развиваться естественным путём у тех людей, которым по долгу службы приходится запоминать множество лиц: учителей, кондукторов, проводников. Однако важно понимать, что даже отсутствие хорошей памяти как таковой ещё не приговор, и благодаря упорным тренировкам можно достичь неплохих результатов. Главное – выполнять упражнения в системе.

При ознакомлении малышей с предметами и явлениями окружающей жизни их основными помощниками становятся зрение и слух. Полученные зрительные образы запечатлеваются в памяти детей, создавая достоверную картину мира. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать слуховое и зрительное восприятие разных объектов, на его основе совершенствуя , . Особой работы требует зрительная память, которая в последующем оказывает важное влияние на интеллектуальное развитие малыша. Чтобы помочь дошколятам полноценно овладеть всеми приемами зрительного восприятия, родителям необходимо знать, как правильно развить зрительную память у ребенка в домашних занятиях.

Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?

Прежде чем выбирать игры и упражнения на развитие зрительной памяти для занятий с ребенком, надо понимать, каков уровень развития у него такой памяти. Для обследования своего малыша в домашних условиях родители могут воспользоваться методами диагностики, которые активно применяют специалисты. Существует много методик и технологий, при помощи которых можно изучить уровень развития зрительной памяти у дошколят. Специалисты советуют отбирать такие техники, которые будут доступны для домашнего пользования.

Для малышей 3-4 лет это могут быть классические игры-тесты, например, «Назови, каких игрушек не стало», «Найди отличия в картинках».

«Назови, каких игрушек не стало?»

Зрительной памяти, определить наличие навыка понимания инструкции взрослого.

Для обследования родитель подбирает шесть небольших игрушек, затем диктует ребенку инструкцию: нужно внимательно рассмотреть игрушки, запомнить их, закрыть глаза, открыть и сказать, чего не стало. Убедившись, что малыш хорошо знает предметы, понял инструкцию, взрослый предлагает ему закрыть глаза и убирает две игрушки. Ребенок должен правильно назвать спрятанные предметы. Уровень памяти оценивается по следующим критериям:

  • если ребенок назвал две игрушки - хороший уровень запоминания;
  • запоминание одной игрушки - средний уровень;
  • если малыш не вспомнил игрушки или ему непонятна инструкция - родителям необходимо задуматься о развитии своего малыша.

Для старших дошколят можно предложить более сложные, но эффективные методики «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

«Узнай фигуру»

Техника построена на зрительном восприятии и узнавании знакомых фигур. Ребенку предлагается карточка с 10 рядами по пять фигур в каждом. Одна картинка слева в ряду отделена от остальных четырех справа двойной чертой. Взрослый дает инструкцию: нужно внимательно рассмотреть картинки слева и найти похожую среди оставшихся четырех справа. Работа ведется постепенно с каждым рядом фигур. Тестирование проводится в течение полутора минут, затем результаты оцениваются по определенным критериям.

Как тренировать зрительную память дошколят?

После проведенного обследования родителям будет несложно оценить уровень зрительного восприятия у дошколенка и подобрать развивающие игры или упражнения для домашних занятий. Главное, они должны помнить об особенностях проведения упражнений для развития ребенка:

  • Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно.
  • Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами.
  • Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком.
  • Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.

Развивающие игры и упражнения для тренировки зрительной памяти

«Найти отличия»

Задание доступно, интересно и малышам, и детям постарше.

Взрослый подбирает две одинаковые картинки с определенным предметом или сюжетом, но отличающиеся друг от друга некоторыми деталями. Для трехлетних деток - до 5 отличий, старшим дошкольникам можно предлагать уже 10 отличий. Родители должны учитывать, что для малышей изображения должны быть крупные, без мелких деталей, так как дети еще только учатся концентрироваться на предмете. Упражнения нужно проводить как можно чаще, постепенно усложняя сюжет.

«Фотографы»

Упражнение предназначено для средних и старших дошколят, у которых уже начинает развиваться произвольность действий. Взрослый дает инструкцию, предлагая рассмотреть карточку, разделенную на две части.Слева - клеточки с изображенными предметами. Справа - пустые клеточки, в которых нужно нарисовать запомнившиеся фигурки. Ребенок смотрит на изображения в течение 10 секунд, стараясь запомнить их. Затем левая часть с рисунками закрывается, а пустые клеточки заполняются рисунками. На начальном этапе дошколенку будет трудно запомнить изображения, поэтому упражнение нужно повторять достаточно часто. Чтобы поддержать интерес, нужно менять картинки, вводить соревновательный элемент, кто больше фигурок запомнит.

«Симметричные рисунки»

Задание довольно трудное, но хорошо развивает запоминание зрительных образов, учит концентрироваться на предмете, закрепляет моторно-двигательные навыки.

Взрослый подготавливает для дошкольника симметричный рисунок, который вертикальной чертой делится пополам. Левая половинка раскрашивается, правая остается незакрашенной. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть и запомнить, как раскрашена половина фигурки. Затем левая часть закрывается, правая аналогично раскрашивается. Для совсем маленьких деток можно использовать это задание, но предлагаемый предмет должен быть достаточно простым и понятным: вазочка, мячик, цветочек, кубик, солнышко (2 цвета). Для старших дошкольников изображение усложняется, количество цветов увеличивается постепенно до 5, например, фигурка человека, домик, сложный цветок, разноцветная ваза, бабочка, геометрический узор.

Как вариант игры, можно предложить детям дорисовать симметричную картинку, когда дана только одна половинка. Нужно только помнить, что у симметричного предмета не должно быть слишком много мелких деталей. Для рисования предлагаются, например, такие предметы: тарелка, стул, ромашка, дом, елка, пчела.

«Поможем художнику»

Упражнение помогает развивать зрительные ощущения, кратковременную память, внимание. Комплексно в задании формируется воображение, моторно-двигательные навыки. Взрослый подбирает рисунки, в которых нет некоторых деталей, например, чайник без ручки, цветок без листиков, домик без окон. Детям предлагают помочь рассеянному художнику, который забыл пририсовать детали. Для старших ребятишек это могут быть сюжетные картинки:

  • собака сидит возле будки, у которой нет отверстия;
  • домик с забором, у которого не хватает нескольких дощечек;
  • у девочки в руках сумочка без ручки, на ногах нет туфелек;
  • мальчишки играют в футбол, но нет мяча, у одного игрока отсутствуют кроссовки.

Подобные сюжеты родители могут подобрать из детских журналов или нарисовать сами. Главное помнить, сложность заданий должна нарастать постепенно: прорисовка частей начинается с одной, постепенно переходя к трем и более деталям.

«Почему такая путаница?»

Игра, аналогичная предыдущей, также способствует развитию зрительной памяти у дошколят, формированию внимательности как качества личности. Взрослый подбирает картинки, где изображены предметы или сказочные персонажи с неправильно прорисованными деталями, например, у Чебурашки длинный хвост, как у крокодила, на голове волка надета шапочка девочки, на ветке сидят овечки, мышка гонится за кошкой и подобное. Ребенку дается инструкция: внимательно рассмотреть рисунки, исправить ошибки художника. Такая игра забавляет малышей, приносит им удовольствие, поэтому рисунки можно давать для самостоятельного рисования.

«Разрезные картинки»

Классическая развивающая игра для зрительной памяти и внимательности как для совсем маленьких детишек, так и для дошколят постарше. Задание заключается в том, что ребятишкам предлагается набор карточек и сюжетная картинка. Надо внимательно рассмотреть ее и собрать подобную из отдельных карточек. По такому же принципу можно собирать картинки - пазлы.

«Спички ‒ не игрушка, а тренировка»

Игры со спичками приносят большую пользу для , моторики. Такие забавы хороши тем, что не требуют длительной подготовки, их можно проводить в любом месте: на отдыхе, на прогулке, во время семейного досуга. Ведущий раздает всем игрокам небольшое количество спичек, затем бросает несколько из них на ровную поверхность. Игроки внимательно рассматривают получившуюся комбинацию, затем спички закрываются. Все пытаются повторить расклад спичек. Выигрывает тот, у кого получилось наиболее точно. Можно отметить победителя призом, особенно, если это ребенок. В дальнейшем количество спичек увеличивается, расклад усложняется. Забава при многократном повторении приносит хорошие результаты, а игровые элементы позволяют формировать произвольность действий.

Специальные методики развития памяти

Говоря о совершенствовании зрительной памяти, необходимо вспомнить о специальных методиках, которые становятся достаточно популярными в последнее время. Они используются специалистами разных направлений, например, развитию всех видов памяти, внимания, творческих навыков. Большую пользу они могут принести старшим дошкольникам и младшим школьникам, если их адаптировать по возрасту.

Метод Айвазовского

Выдающийся художник Айвазовский рисовал свои великолепные «морские» картины по воспоминаниям, потому что имел хорошо развитую фотографическую память. Сидя на берегу моря, он наблюдал за волнами, закрывал глаза, запечатлевая в мозгу увиденные картины, а потом переносил их на холст. Таким же образом можно тренировать зрительную память детей. Тренировка заключается в том, что ребенку предлагается в течение нескольких минут наблюдать за объектом, затем закрыть глаза и мысленно воспроизвести его. На первых порах родитель может помочь дошкольнику наводящими вопросами о качествах и свойствах наблюдаемого предмета. В дальнейшем, при постоянной тренировке ребенок должен делать все самостоятельно. После предварительной работы по воспроизведению взрослый предлагает зарисовать запомнившийся объект. Интереснее будет, если взрослый примет участие в тренировке, а потом сравнит свой рисунок и рисунок ребенка. Такая методика будет по силам 6-7 летним детям или младшим школьникам, у которых уже есть опыт обследования предмета. При постоянной тренировке по методу Айвазовского можно достичь отличных результатов в развитии произвольной памяти детей.

Метод Цицерона или тайная комната

Еще одна довольно трудная, но интересная техника научит ребенка зрительно раскладывать информацию о предметах «по полочкам» и легко ее запоминать. Метод назвали в честь римского оратора Марка Туллия Цицерона, который широко им пользовался. Дети после нескольких тренировок также могут с успехом применять его при запоминании и воспроизведении зрительных образов. Суть метода заключается в том, что для запоминания любой информации достаточно представить себя в знакомой комнате. Запоминаемые объекты нужно мысленно разложить в этой комнате в определенном порядке (начиная с входа по часовой стрелке): на шкаф, кресло, стол, телевизор, пианино и т. д. Затем еще раз мысленно пройти по комнате, припоминая, где расположились предметы. Такая тренировка помогает с легкостью вспоминать необходимую информацию. Именно так поступал великий Цицерон, готовясь к выступлениям и прогуливаясь по комнатам своего дома. Ребятишкам будет интересно узнать о том, что метод древний и в то же время современный. Интерес к тренировке можно поддержать, если выполнять это упражнение на первых порах вместе с ребенком.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: