Подготовка к олимпиадам по химии и биологии. Подготовка к олимпиадам по биологии Как победить в олимпиаде по биологии

Кукина Светлана Ивановна
учитель биологии и химии
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Кашарская средняя общеобразовательная школа
Конышевского района Курской области

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ?

В настоящее время стало обязательным участие каждого образовательного учреждения в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ОГЭ,ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.
В отличие от простых контрольных работ и зачетов, проектной и исследовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по общеобразовательным предметам и способствуют более широкой эрудиции.
Подготовка к олимпиадному движению должна быть серьезной, многолетней и систематической. Чтобы ученик 9 класса показал достойные результаты необходимо начинать, как минимум, с 6 класса.
Мои ученики тоже принимали участие в школьном и районном этапах олимпиады, на школьном этапе были призеры и победители и на районном Требовалось кардинально менять способы подготовки учащихся к олимпиадному движению, а точнее приводить в систему и вырабатывать конкретную методику.
Начала я с того, что собрала «Банк олимпиадных заданий», в котором были олимпиадные задания разных этапов за пять лет. Затем я приступила к анализу содержания заданий муниципального и регионального уровней и формулировке выводов. На примере заданий ОГЭ И ЕГЭ выводы получились следующие:
1. Олимпиадные задания образуют три группы:
Часть 1 – задания с выбором одного правильного ответа из четырех;
Часть 2, 3 – задания с выбором нескольких ответом или сопоставление.
2. 25% заданий на знания предмета в рамках углубленной школьной программы.
3. 50 % заданий на знания за рамками школьной программы.
4. 25 % заданий на применение знаний в нестандартной ситуации, анализ данных и решение задач.
Как видите, знаний, которые ребята получают на уроках, не достаточно. Нужна дополнительная внеурочная подготовка.
Далее я провожу отбор учащихся и формирование школьной команды учащихся, которые хотят и могут заниматься серьезной подготовкой по предмету.

Планируем работу.

Создание индивидуальных образовательных траекторий;

Преобладание индивидуальных форм работы над групповыми;

Тесное взаимодействие старших школьников с младшими.

При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причём ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение большинства занятий, свободный выбор направления познавательной или исследовательской работы. Ученики могут прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы получить помощь в выполнении проектных работ, собираются мини-группы для решения биологических задач, обсуждения теоретических вопросов. Старшие могут, решая свои задачи, выступить в роли консультантов и контролёров для младших. Учитель консультирует отдельных учеников или беседует с мини-группами, намечает перспективы и цели дальнейшей подготовки.

1 Учитывая. что эти занятия проводятся, как правило, после напряжённого учебного дня, неплохо предусмотреть возможность отдыха, релаксации. Возможность выпить чашку чая, послушать негромкую музыку может оказаться совсем не лишней.)

Из сказанного ясно, что наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы. Напротив, такие формы должны быть более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих. Это может быть демонстрация биологического эксперимента, интересные лекции выпускников-биологов, рассказ об итогах прошедшей олимпиады, конкурса проектов, своеобразный самоотчёт участников.

Перейдём к содержательной стороне подготовки к олимпиаде. Что необходимо школьнику для участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности биологии как естественной и экспериментальной науки можно выделить три составляющих такого успеха.

Составляющие успеха:

Развитый биологический кругозор;

Умение решать биологические задачи, работать с тестами;

Практические умения и навыки.

Эти ключевые моменты определяют и основные направления подготовки школьника. Отбор учащихся основан на их успеваемости по предмету, на уровне познавательной активности и на стремлении побеждать. Далее начинается самый трудный, но очень интересный процесс подготовки.
У каждого учителя есть свои приемы, методы, формы, которыми он пользуется. По этому вопросу очень много полезной информации размещено в сети Интернет, анализируя эту информацию можно определить условия подготовки к олимпиадам:

    Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективные курсы, эвристические олимпиады.

2. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя может выражаться лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику. Читаем книги.

В формировании биологического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной биологической литературе. На начальных этапах это могут быть детские биологические энциклопедии, книги о природе, научно-популярные журналы. Для старших школьников будет интересна и более серьёзная литература: вузовские учебник, практикумы, научные журналы.

Может возникнуть вопрос, насколько усваивается информация прочитанных книг и статей, сможет ли ученик актуализировать эти знания в нужный момент? Конечно, какая-то часть информации остаётся всегда. Как сделать её усвоение более эффективным?

Есть способ эффективной подготовки - целевое изучение биологической литературы.

Цели могут ставиться различные, как правил, это обобщение, систематизация материала, или, наоборот, опережающий вопрос перед изучением новой темы. В поисках необходимой информации «перелопачиваются» самые различные источники, приобретаются необходимые умения, а создаваемые при этом продукты затем используются как справочные материалы.

Большое внимание уделяется работе с учебной и справочной литературой по экологии, т.к. этот предмет в нашей школе не изучается, а школьники проявляют большую заинтересованность в нём.

В настоящее время наряду с книгами, пожалуй, большую роль играет такой источник информации, как интернет. На разнообразных биологических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, всевозможные тесты, задания олимпиад различного уровня.

Можно и нужно ли управлять этим потоком информации? Во всяком случае, желательно ознакомить школьников со списком биологических сайтов, где они могут найти полезную для себя информацию. Одним из таких сайтов, несомненно, является , где размещены ресурсы для подготовки к региональному этапу по биологии. На этом сайте можно получить онлайн-консультацию по интересующему вопросу, проверить свои знания, выполняя тестовые задания прошлых лет, посмотреть видеоурок.

Исследуем и проектируем .(презентации к проектам) Индивидуальная образовательная траектория даёт возможность каждому участнику команды выбрать направление проектно-исследовательской деятельности. Часто работа над проектом начинается ещё в 5 классе: собирается информация, анализируется, обобщается собранный материал. Затем вырабатывается гипотеза собственного исследования, анализируются экспериментальные данные. « Созревший» проект отражает личностно-индивидуальную позицию автора и имеет социально-практическую значимость. С такими проектами наши школьники стали победителями региональной политехнической олимпиады по экологии.

Решаем задачи, выполняем тесты .

Навыки решения генетических задач необходимы во Всероссийской олимпиаде школьников. Мною подобраны и систематизированы задачи к Всероссийской олимпиаде школьников. Ученик имеет возможность поэтапно выполнять сначала простые задачи, а затем более высокого уровня сложности. Учитель всегда покажет путь решения задачи, обратит внимание на ошибку. Дать задание, а потом проверить может и старший ученик, одновременно вспомнив сам, как он справлялся с этой задачей. Перед муниципальным этапом олимпиад по биологии и экологии регулярно в компьютерном классе выполняем в режиме онлайн разнообразные тесты, отдавая предпочтение заданиям прошлых лет.

Выполняем практические работы Часто школьники, успешно преодолевшие теоретический тур городской олимпиады по биологии испытывают трудности на практическом. Требования к практическому туру ежегодно возрастают, т.к. именно здесь школьник может применить свои знания на практике. Мы уделяем большое внимание при подготовке к практическому туру таким аспектам, как изготовление микропрепаратов, умению работать с определителями, выполнению лабораторных работ по предлагаемой инструкции.

При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:

    Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

    Принцип активность знаний . Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

    Принцип опережающего уровня сложности . Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

    Анализ результатов прошедших олимпиад . При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

    Индивидуальный подход . Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.

    Психологический принцип . Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии рассчитана на учащихся 6– 11 классов. Первые соревнования проводились в отдельных школах и городах. Начиная с 1950 года биологическую олимпиаду стал организовывать биолого-почвенный факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Победителями олимпиады были такие известные биологи, как, например, А. С. Кондрашов и Е. В. Кунин. Первая Всероссийская олимпиада школьников по биологии, согласно приказу Министерства просвещения РСФСР, прошла в 1979 году в Барнауле.

Корпорация «Российский учебник» продолжает публикацию методических рекомендаций для учителей по подготовке к олимпиадам. Своим личным опытом воспитания юных биологов поделилась учитель биологии школы Летово Алина Корбут.

Практика и вузовские учебники для школьников

– Уже на школьном этапе олимпиады по биологии школьного учебника не хватит . Необходимо знание дополнительного материала. Обольщаться, что этот материал школьники найдут самостоятельно – не стоит. Даже самым умным и талантливым нужна навигация в море информации. Поэтому опытный учитель всегда подскажет, какая дополнительная литература будет здесь полезна. Какой курс генетики, например. И это будет скорее всего компиляция из нескольких научных книг, частично из учебников, частично из задачников, из которых хороший преподаватель может составить методический материал для курса.

Чтобы подготовить учеников к успешному выступлению на олимпиаде регионального уровня и выше, нужно обязательно проводить с ними практические занятия. Как правило, на практическом туре выступают хуже, чем на теоретическом, даже школьники с высоким уровнем подготовки. Это говорит о том, что в большинстве школ недостаточное внимание уделяется отработке учащимися практических навыков. Так, на олимпиаде требуется идентифицировать срезы тканей и органов животных и растений, кости человека, определять насекомых хотя бы до отряда, пользоваться дихотомическими ключами для определения разных организмов, проводить качественные реакции на различные вещества, измерять кинетику ферментов, осуществлять простейшую статистическую обработку результатов.

В Москве рекомендуется участвовать в курсах и практикумах по подготовке к олимпиаде, которые организует Центр педагогического мастерства (ЦПМ). Как правило, на них приглашаются школьники, успешно выступившие на региональном этапе и выше.

Когда речь заходит о подготовке к олимпиаде, то здесь надо понимать, что у соревнований разного уровня требования к подготовке отличаются. Но даже на олимпиадах достаточно высокого уровня, например, регионального, информация в основном взята из вузовских учебников. По сравнению со Всероссийской олимпиадой школьников по биологии, олимпиады первого уровня, например, «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы», конечно, проверяют дополнительные знания, но внепрограммный материал нужно будет применить на практике для решения каких-то задач. Таким образом эти дополнительные знания будут творчески осмыслены.

Не надо заставлять читать ребенка весь вузовский учебник целиком. Да он этого и не будет делать. Нужно выбрать только важную информацию. Практически во всех областях биологии так и происходит. Часто школьники опираются только на конспект лекций определенного преподавателя. Потому что каждый преподаватель, который готовит ребенка к олимпиаде, читает какой-нибудь курс, и он компилирует все, что потребуется для подготовки к олимпиаде. И дети в этом случае тоже могут не пользоваться учебниками.

Для того, чтобы подготовиться к олимпиаде любого уровня, нужно войти в ее архив , который поможет проанализировать требования данной олимпиады и сделать выводы о том, куда двигаться дальше.

Далее я обычно делала так: приезжала на биологический факультет и скупала в университетской лавке половину книг. Это были вузовские учебники, учебники для аспирантов, студентов, школьников. Выбор диктовался только тематикой, которая меня интересовала.

Учебники, чтобы заинтересовать школьников, должны быть такими, чтобы их можно было читать для удовольствия. В них должно быть больше описаний экспериментов, потому что биология – экспериментальная наука. Учащиеся сами должны проводить на уроках опыты. Человек, который никогда не смотрел в микроскоп, едва ли может хорошо разбираться в биологии.

Книга в помощь

Всероссийская олимпиада школьников по биологии, в отличие от конкурсов, рефератов или исследовательских работ, охватывает более широкий круг биологических дисциплин и способствует формированию широкой биологической эрудиции. Олимпиада проверяет способности и умения учащихся решать различные биологические проблемы, проводить эксперименты.

Конкурсные мероприятия проводятся по олимпиадным заданиям, разработанным с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии олимпиады .

Все этапы олимпиады могут проводиться в два тура – теоретический и практический. Однако проведение практического тура на школьном и муниципальном этапе не является обязательным.

Теоретический тур определяет уровень подготовки участников с помощью тестовых заданий нескольких типов: «Выбор одного ответа из четырех», «Выбор нескольких ответов (от нуля до пяти) из пяти», «Определение правильности утверждений», «Задания на соотнесение».

Цель практического тура – определение уровня подготовки к осуществлению практической деятельности в области биологии. Учащиеся должны показать навыки работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований.

Конечно, уровень подготовки учащихся разных классов различается, поэтому число этапов практического тура может быть разным. Так, девятиклассники обычно соревнуются в умении проводить биологические исследования в трех обязательных кабинетах: «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных» и «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза». Учащиеся 10 и 11 классов обязаны продемонстрировать умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Также им могут быть предложены задания в кабинетах «Зоология позвоночных», «Физиология растений», «Цитология», «Анатомия и физиология человека», «Микробиология». Задания в кабинетах «Биохимия» или «Молекулярная биология», а для учащихся 11 классов еще и «Генетика».

Издательство: Минск: Аверсэв

Год: 2014

Формат: pdf

Пособие по биологии для углубленной подготовки «» подойдет для одаренных школьников, проявляющих наибольший интерес к предмету.

Подготовка к олимпиаде по биологии

Структурно пособие состоит из нескольких разделов. Первый раздел - задания, рекомендуемые для подготовки к олимпиадам. Он включает тесты, сгруппированные по категориям. Первая категория - это тесты с одним правильным ответом. Обычно при проведении олимпиад аналогичные задания включают в часть А теоретического тура. В пособии они сгруппированы по разделам биологии.

Вторая категория - вопросы, требующие нестандартного (математического) обозначения правильного ответа. Здесь представлены задания двух типов. Первый тип - определение правильности предложенных высказываний (утверждений). Верные утверждения обозначаются знаком «+», неверные - знаком «-». Второй тип - решение неравенства, где между двумя утверждениями необходимо поставить знак «>», «<» или «=».

Третья категория - практические задания. Обязательным элементом здесь является практическая (экспериментальная) работа, а также такие теоретические задания, решение которых требует умений применять знания в нестандартной ситуации. Успех выполнения заданий практического тура зависит от навыков работы в лабораторных условиях, использования в исследовательской деятельности оптических приборов, умений наблюдать и фиксировать ход эксперимента, пользоваться определительными таблицами, анатомировать биологические объекты, изготавливать срезы, а также от неукоснительного следования инструкциям, в которых описан алгоритм выполнения работы. Задания, отмеченные в пособии звездочкой, заимствованы без изменений из различных источников.

План подготовки учащихся к олимпиаде по биологии

Цели и задачи подготовки к олимпиаде:

    выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

    создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии;

    пропаганда научных знаний

Фактические, понятийные и теоретические знания, подлежащие изучению при подготовке к олимпиаде:

    знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;

    знание химического состава живых систем;

    знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экоси­стем, биосферы;

    знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;

    знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

    знание общих принципов наследования признаков организмами

    знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про­явления и значения в эволюционном процессе;

    знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно­шений в биоценозе,

    знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать

    распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

    устанавливать признаки усложнения организмов.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:

    устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,

    устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;

    составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:

    строением и функциями органоидов клетки;

    особенностями строения и образом жизни организмов;

    средой обитания и приспособленностью организмов

    факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:

    распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различ­ных типов клеток, организмов;

    распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;

    сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,

    сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;

    распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,

    определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные, интегративные знания и умения

    знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

    умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;

    умение оценивать последствия деятельности человека в природе

    умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений

Формы работы:

  1. Индивидуальные консультации

    Практические работы

    Решение олимпиадных заданий

    Просмотр видеоиллюстраций

    Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.

Блоки содержания, подлежащие изучению

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология


Электронные учебники:

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 10 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 11 класс

    Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. «Просвещение»

Интернет-ресурсы

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.

2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.

3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

И другие…

Видеокассеты

    Современный Гуманитарный университет. Видеоиллюстрации по следующим курсам биологии:

    Животные

    Анатомия и физиология человека

    Общая биология

    Экология

Список литературы:

    Андреева И.И., Родман Л.С., Ботаника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КолосС, 2003. – 528 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).

    Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро­фа, 1998 и другие переиздания.

    Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.:Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с., ил., 29 л. Ил.

    Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;

    Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;

    Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых орга­низмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;

    Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
    –М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;

    Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в об­щую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;

    Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; Вен­тана-Граф, 1999 и другие переиздания;

    Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Лукин Е.И. Зоология. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Агропромиздат, 1989. – 384 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)

    Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3-х т.: пер. с англ./под ред. Р.Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2001.

    Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако­номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др. Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;

    Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.

    Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В Ботаника для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение:, 1996. – 224 с.: ил

В программе дано распределение по разделам и темам, имеется список литературы для учащихся и учителя.

I . Биология и научный метод

Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Научный метод. Применение биологических знаний. Живые системы подчиняются физическим и химическим законам. Биогенез. Клеточная теория. Теория эволюции органического мира. Генная теория. Процессы метаболизма происходят с участием ферментов. Биохимические реакции находятся под контролем генов. ДНК - главный носитель генетической информации. Витамины - предшественники коферментов. Гормоны регулируют функции клеток. Взаимоотношения между организмами и окружающей средой.

II . Строение и функции клеток.

Молекулярная основа жизни . Характерные особенности живых организмов. Вещество и энергия. Строение вещества. Строение атома. Химические соединения. Органические соединения. Углеводы. Липиды (жиры). Стероиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Химические связи. Физические свойства составных частей клетки. Клетки и ткани . Клетки. Методы изучения клеток. Энергия. Движение молекул. Скорость диффузии. Обмен материалами между клеткой и окружающей средой. Ткани. Ткани животных. Ткани растений. Системы органов. План строения тела и симметрии. Обмен веществ в клетке . Химические реакции. Катализ. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизм действия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание и энергетические отношения. Окисление молочной кислоты. Окисление янтарной кислоты. Цикл лимонной кислоты. Окисление жирных кислот. Гликолиз. Пентозофосфатный путь. Окисление аминокислот. Система переноса электронов. Динамическое состояние компонентов клетки. Процессы биосинтеза. Специальные типы обмена веществ. Биолюминсценция.

III . Мир живых организмов. Растения.

IV . Мир живых организмов. Животные

Низшие беспозвоночные . Основы классификации животных. Тип простейшие. Тип губки. Кишечнополостные и гребневики. Тип плоские черви. Системный уровень организации. Высшие беспозвоночные. Проблемы, связанные с жизнью на суше. Кольчатые черви. Членистоногие. Общее строение тела членистоногих. Классы членистоногих. Эндокринная регуляция линьки у ракообразных. Метаморфоз насекомых. Полет насекомых. Общественные насекомые. Поведение членистоногих. Моллюски. Иглокожие. Тип полухордовые. Тип хордовые . Оболочники. Бесчерепные. Позвоночные. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Земноводные, или амфибии. Лягушка. Пресмыкающиеся, или рептилии. Птицы. Млекопитающие.

V . Строение тела

Кровь. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и перенос кислорода. Жизненный цикл эритроцитов. Перенос кислорода у других животных. Лейкоциты. Защитные функции лейкоцитов. Жизненный цикл лейкоцитов. Тромбоциты. Свертывание крови. Болезни крови. Группы крови. Переливание крови. Система кровообращения . Кровеносные сосуды. Сердце. Сокращение сердца. Узловая ткань. Сердечный цикл. Тоны и шумы сердца. Электрические явления, связанные с сокращением сердца. Приспособление работы сердца к физической нагрузке. Пути циркуляции крови в организме. Кровообращение плода и изменения, наступающие после рождения. Скорость течения крови. Кровяное давление. Заболевания сердца и сосудов. Лимфатическая система. Кровообращение у других животных. Дыхание и газообмен . Прямое и непрямое дыхание. Строение органов дыхания у человека. Механика процесса дыхания. Количество воздуха, обмениваемого при дыхании. Состав альвеолярного воздуха. Газообмен в легких перенос кислорода кровью. Перенос углекислоты кровью. Асфиксия. Регуляция дыхания. Происхождение и эволюция легких. Дыхательные приспособления у других животных. Пищеварение . Ротовая полость. Глотка. Микроскопическая анатомия пищеварительного тракта. Пищевод. Желудок. Тонкая кишка. Печень. Поджелудочная железа. Всасывание пищи. Толстая кишка и прямая кишка. Заболевания пищеварительного тракта. Химия пищеварения. Механизмы стимуляции пищеварительных желез. Пищеварительные системы других животных. Обмен веществ и питание . Основной обмен. Вещества, служащие источниками энергии. Обмен углеводов, жиров и белков. Другие компоненты пищевого рациона. Витамины. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины. Антиметаболиты. Пищевой рацион. Выделение . Почти и мочевыводящие пути. Образование мочи. Регуляторная функция почек. Вещества, содержащиеся в моче. Заболевания почек. Выделительные приспособления у других животных. Кожа, кости и мышцы - органы механической защиты и локомоции. Кожа. Скелет. Типы передвижения. Скелетные мышцы. Типы мышечного сокращения. Биохимия мышечного сокращения. Сердечная мышцы и гладкие мышцы. Мышцы низших животных.Нервная система . Нейроны. Нервный импульс. Мембранная теория проведения возбуждения. Передача в синапсе. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Электрическая активность мозга. Сон. Психические болезни и неврозы. Периферическая нервная система. Рефлексы и рефлекторные дуги. Мышление, память и научение. Вегетативная нервная система. Нервная система низших животных.Специализированные рецепторы - органы чувств . Процесс восприятия раздражения. Ощущения. Локализация раздражений. Кожная, кинестетическая и висцеральная чувствительность. Химические чувства - вкус и обоняние. Зрение. Глаз человека. Химии зрения. Дефекты зрения. Ухо. Чувство равновесия. Эндокринная система . Эндокринные железы. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Островки Лангерганса. Надпочечники. Гипофиз. Семенники. Яичники. Эстральный и менструальный циклы. Плацента. Другие эндокринные железы. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны. Инфекционные болезни, иммунитет и аллергия . Каким образом микроорганизмы вызывают болезнь? Защитные средства организма. Иммунологические реакции. Иммунологическая толерантность. Повышенная чувствительность. Антибиотики. Пути распространения микроорганизмов. Некоторые распространенные инфекционные болезни.

VI . Процессы, связанные с размножением

Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение у животных. Размножение у человека. Зародышевые оболочки. Плацента. Роды. Питание грудного ребенка. Эмбриональное развитие . Типы яиц. Дробление и гаструляция. Образование мезодермы. Развитие нервной системы. Развитие формы тела. Развитие сердца. Развитие пищеварительного тракта. Развитие почки. Регуляция процессов развития. Уродства и аномалии развития. Возникновение близнецов. Изменения, связанные с окончание внутриутробной жизни. Хромосомная теория наследственности . Развитие генетики. Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены и аллели. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Вероятностные отношения. Неполное доминирование. Определение генотипов. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Множественные факторы. Множественные аллели. Сцепление и перекрест. Генетическое определение пола. Сцепленные с полом и зависимые от пола признаки. Инбридинг и аутбридинг. Структура и функции генов. Молекулярная структура хромосом. ДНК как передатчик генетической информации. Химический состав ДНК. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и Криком. Что такое ген? Генетический код. Синтез ДНК. Репликация. Транскрипция кода - синтез информационной РНК. Типы РНК: информационная, рибосомная и транспортная РНК. Синтез специфической полипептидной цепи. Связь между генами и ферментами. Гены и дифференцировка. Управление синтезом белков; концепция оперона. Изменение генов - мутация. Летальные гены. Пенетрантность и экспрессивность. Наследственность человека. Вероятностные законы. Генетика популяций. Цитогенетика человека. Наследование физических признаков. Наследование умственных способностей. Наследственность и среда. Изучение близнецов. Евгеника.

VII . Эволюция

Основы и теории эволюции . История развития эволюционных концепций. Теория естественного отбора. Популяции и генофонды. Дифференциальное воспроизведение. Мутации - сырой материал для эволюции. Сбалансированный полиморфизм. Адаптивная радиация. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Прямолинейная эволюция. Происхождение жизни. Основные законы эволюции.Палеонтологические доказательства эволюции . Палеонтология. Геохронологическая таблица. Ранние геологические эры. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. Живые доказательства эволюции . Данные систематики. Данные морфологии. Данные сравнительной физиологии и биохимии. Данные сравнительной эмбриологии. Данные генетики. Данные биогеографии. Биогеографические области. Эволюция человека . Приматы. Ископаемые приматы. Человекообезьяны. Ископаемые обезьянолюди. Ископаемые представители рода. Ископаемые и живые представители вида. Развитие культуры. Современные человеческие расы.

План подготовки учащихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии.

Направления деятельности

Мероприятия

Календарные сроки

Ответственные

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

сентябрь

Учитель биологии,

Теоретическая подготовка.

    Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Теоретические основы общей биологии.

8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

3 нед. октября

4 неделя октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

2 нед. января

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

библиотекарь, учащийся

учащийся, учитель биологии, учитель информатики.

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

3-4 нед. января

1 нед. февраля

2 нед. февраля

3-4 нед. февраля

1-2 нед. марта

3-4 нед. марта

Учитель биологии,

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.

3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.

1-2 нед. апреля

3-4 нед. апреля

1-2 нед. мая

Апрель-май

Учащийся

Учащийся

Учащийся, учитель информатики.

Учитель биологии, учащийся.

Примерные задания при подготовке к олимпиадам.

Например . Обычно плодовые деревья стараются вырастить так, чтобы у них была большая крона: чем она больше, тем больше урожай. Однако сразу возникает проблема: широко раскинувшиеся ветви не выдерживают тяжести плодов и ломаются. Чтобы этого не произошло, ставят различные подпорки. Но это, в свою очередь, осложняет доступ к деревьям и почве под ними, подпорки могут повредить кору, да и сама их установка требует немалых затрат времени и материальных ресурсов. Как быть?

Задачи конструирования предполагают создание такой конструкции биологической системы, которая позволяет улучшить требуемый параметр этой системы при заданном принципе ее действия. Зона поиска в этом случае уже, и процесс решения можно начинать с применения системных методов поиска, например построения "дерева целей".

Например. Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Изобретательские задачи могут быть сформулированы в общем виде следующим образом: "Дана биологическая система для выполнения некоторой функции; эту систему надо усовершенствовать, но при улучшении ее параметра А ухудшается параметр Б. Как быть?" Эти задачи целесообразно решать с помощью методов логического поиска, например алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Например. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится - опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Исследовательская задача - включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: "Почему? Как происходит?"

Например. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Например. Предполагается, что очаг инфекционного заболевания домашних животных находится в окрестностях города. Как определить точный ареал инфекции?

Например . Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

В горах, если собаки-спасатели находят замерзшего, то две из них ложатся по бокам потерпевшего, а остальные стремглав несутся к людям и ведут их к найденному путнику. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его, если же это не удается, то вызывают на помощь людей. Своей мировой славой сенбернары обязаны, прежде всего, собаке Барри, которая спасла 40 человек. Как собаки находят людей?

По каким источникам готовиться к олимпиаде?

Об авторе: Гончарова Ольга Сергеевна. Родилась и выросла в г. Барнауле Алтайского края. Многократный победитель и призер различных этапов Всероссийских олимпиад по биологии и экологии. В 2005 г. выиграла золотую медаль на Международной олимпиаде школьников по биологии, которая проходила в Пекине. В данный момент учится на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова. Занимается научной работой по регенерации сетчатки у амфибий и млекопитающих в лаборатории сигнальных систем клетки НИИ ФХБ им. Белозерского.

Несмотря на то что олимпиада называется «школьной», уровень заданий и знаний, необходимых для их выполнения, далеко выходит за материал средней или даже специализированной биологической школы. Поэтому отложите школьный учебник подальше, для подготовки к олимпиаде он бесполезен. Идеально готовиться к олимпиаде по вузовским учебникам; также подходят некоторые, правда очень немногие, книги из категории «для поступающих в вузы». Из таких книг я бы порекомендовала второй и третий том трехтомника Г.Л. Билича и В.А. Крыжановского «Биология. Полный курс: В 3 т.» (М.: ОНИКС 21 век, 2002; Оникс, 2007).

С одной стороны, попытка провести экскурсию по «книжной полке идеального олимпиадника» и назвать хотя бы некоторые из стоящих на ней книг – не что иное, как попытка объять необъятное; кроме того, через несколько лет мои советы могут показаться смешными и старомодными, поскольку все время совершаются новые открытия, издаются новые книги, многие из старых изданий очень быстро и совершенно безнадежно устаревают (к примеру, книги по микробиологии или любые издания, связанные с таксономией и систематикой). С другой стороны, почти в каждой области биологии существуют свои книги-«фавориты», в которых изложены базовые истины, не изживающие себя с годами. Я попробую назвать здесь такие книги. Перечисление книг и материалов имеет достаточно конспективный вид, кроме того, я рекомендую и обсуждаю только те книги, которые читала сама.

Из полезных каждому олимпиаднику можно вспомнить книгу, известную под названием «лягушка». За рисунок на обложке олимпиадники так окрестили сборник заданий различных туров всероссийских и международных олимпиад прошлых лет (Пасечник В.В. и др. Биология. Сборник тестов, задач и заданий с ответами по материалам всероссийских и международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2004). Значимость указанной книги трудно переоценить: сборник помогает переводить свои знания в «плоскость олимпиады», служит примером типичных заданий, с которыми вам предстоит столкнуться на ВБОШ, позволяет тренироваться в ответах на тесты. Чуть менее известен и популярен аналогичный сборник, выпущенный несколько раньше издательством «Мнемозина» (Пасечник В.В. и др. Биология. Сборник тестов, задач и заданий с ответами. По материалам всероссийских и международных олимпиад. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2000–2003). Сейчас эти книги, особенно «лягушку», насколько я знаю, достать весьма сложно. К счастью, в Интернете появилось множество сайтов из разряда «в помощь олимпиаднику». Среди них прежде всего можно назвать сайт http://bioolimp.narod.ru. Здесь можно загрузить или даже решить в реальном времени задания теоретического и практического туров всероссийских и международных биологических олимпиад разных лет.

Далее я буду рекомендовать книги, группируя их по тематике. Начнем с ботаники. По морфологии и анатомии растений ничего лучше учебника Л.И. Лотовой (Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. – М.: УРСС. 2000; Она же. Ботаника: морфология и анатомия высших растений. – М.: УРСС, 2007) я не читала; материал в этой книге изложен четко и ясно, информации много, но в то же время она приведена очень лаконично. Некоторые олимпиадники еще рекомендуют классику – книги Хржановского, но их, во-первых, обычно сложно достать, во-вторых, изданы они давно, поэтому могут содержать устаревший материал.

В области зоологии беспозвоночных непревзойденными лидерами являются книги И.Х. Шаровой (Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Владос, 2004) и В.А. Догеля (Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981). Первая – более «новая», но и более краткая, вторая соответственно более обширная. Для достижения вполне приемлемого уровня знания достаточно прочитать одну из указанных книг. К сожалению, назвать только одну книгу, прочтения которой достаточно для полного погружения в зоологию позвоночных, я не могу. Какие-то базовые знания можно получить из книг «для поступающих в вузы», материал более профессиональных книг по зоологии позвоночных обычно избыточен для олимпиадника. В изучении зоологии позвоночных также может пригодиться двухтомник А.Ромера и Т.Парсонса (Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. – М.: Мир, 1992), это очень серьезная книга по сравнительной анатомии позвоночных. По той же теме могу еще порекомендовать небольшую, но очень содержательную книгу профессора МГУ Ф.Я. Дзержинского (Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. – М.: Аспект-пресс, 2005).

Есть интересная книга зарубежных авторов Э.Хадорна и В.Венера «Общая зоология» (М.: Мир, 1989). В ней собран материал по зоологии как позвоночных, так и беспозвоночных животных, но из-за необычной манеры подачи этого материала в качестве справочника книгу использовать не удастся. Эту книгу хорошо читать целиком в свое удовольствие, к тому же в ней много интересных данных по поведению животных.

Биохимия – наука очень обширная, соответственно и пособия по ней редко бывают тонкими и однотомными. Базовые знания, необходимые каждому биохимику, можно получить из книг знаменитого А.Ленинджера «Основы биохимии» (М.: Мир, 1985). Первое издание «Основ» представляет собой трехтомник, вышедший в 1985 г. Первый том этого издания предлагает вниманию читателя прописные биохимические истины, такие как строение и свойства молекул, образующих химическую основу живой природы; во второй том вошли материалы по биоэнергетике и метаболизму клетки; третий посвящен биохимии человека. В 1992 г. вышло второе издание «Основ биохимии», роскошная, богато иллюстрированная книга. К сожалению, она еще не переведена на русский язык и малодоступна в России, впрочем, как и третье и четвертое издания. Кроме книг Ленинджера, для изучения основ биохимии могу порекомендовать трехтомник А.Уайта (Уайт А. и др. Основы биохимии. – М.: Мир, 1981), особенно первый его том, где очень подробно и понятно изложены строение и свойства «биологических молекул» разных классов – аминокислот, углеводов, липидов. Подробным пособием по биохимии человека может служить двухтомник, написанный Р.Марри (Марри Р. Биохимия человека: В 2 т. – М.: Мир, 2004). Несколько выбивается из общего списка «многотомных биохимий» замечательная книга «Наглядная биохимия», написанная немецкими учеными (Кольман Я., Рем К.-Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2004). Изложение материала в ней совершенно уникально – на любом развороте книги справа дано лаконичное объяснение какой-либо темы, слева – иллюстрации к этой же теме. «Наглядная биохимия» – незаменимое справочное пособие олимпиадника, в ней можно найти очень много нужной информации по темам от физической химии до начал молекулярной биологии.

Для подготовки по молекулярной биологии мне хватило по большому счету двух книг. Одна из них, написанная А.С. Коничевым и Г.А. Севостьяновой (Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. – М.: Academia, 2005), очерчивает базовые истины молекулярной биологии, такие как центральную ее догму, а также дает немало информации о концепции «мир РНК». Вторая книга (Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Молекулярная биология. – М.: МИА, 2003) центральную догму «молекулярки» описывает достаточно конспективно, зато незаменима при изучении сигнальных систем клетки, путей передачи информации от плазмалеммы к ядру и всего, что с этим связано (клеточный цикл и его регуляция, проблема апоптоза и др.). Не могу не порекомендовать, хотя самой читать не пришлось, знаменитейшую «Молекулярную биологию клетки», написанную коллективом авторов под руководством Б.Албертса (Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: Мир, 1994). Этот трехтомник (или, в другом издании, пятитомник) – библия и олимпиадника, и молекулярного биолога. К сожалению, раздобыть эту книгу сложно.

Микробиология, как уже упоминалось выше, весьма быстро развивающаяся наука. Считается, что на данный момент известно не более одного процента (!) всех существующих на планете микроорганизмов, поэтому простор для работы микробиологов поистине необъятен. Чуть ли не каждый день открываются новые виды микроорганизмов, их способы питания и условия жизни; новые представления о тех или иных свойствах микробов сменяют старые. Именно поэтому книги по микробиологии очень быстро устаревают. К счастью, на олимпиаде от вас не требуется знать новейших данных микробиологии, а для изучения ее основ достаточно прочесть книгу М.В. Гусева и Л.А. Минеевой «Микробиология» (М.: Академия, 2006). Я бы еще порекомендовала другую «Микробиологию», написанную зав. кафедрой микробиологии МГУ А.И. Нетрусовым вместе с И.Б. Котовой (Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. – М.: Academia, 2007), а также «Общую микробиологию» тех же авторов (Нетрусов А.И., Котова И.Б. Общая микробиология. – М.: Academia, 2007).

Для изучения такой важной науки, как цитология, вам достаточно иметь книгу Ю.С. Ченцова «Введение в клеточную биологию» (М.: Академкнига, 2004). Эта книга, пережив несколько изданий, воспитала не одно поколение олимпиадников и студентов и по-прежнему остается актуальной.

Все сложнее с гистологией – наукой, идущей рука об руку с цитологией. Олимпиаднику необходимо и достаточно обладать знаниями только общей гистологии, не касаясь частной, иными словами, знать свойства различных тканей, их классификацию, уметь отличать ткани друг от друга и определять ткань по препарату. Для этого можно найти и выборочно изучить какой-либо атлас по гистологии для медвузов.

Какие-то особые знания анатомии человека на олимпиаде не понадобятся, за исключением знания строения скелета. Никто не будет требовать от вас назвать все сухожилия, но вот знать названия костей человека и даже их отдельных частей (ямочек, вырезок и прочих бугорков), а также уметь определять данные вам образцы костей обычно на олимпиаде нужно. Чтобы стать в этой области асом, достаточно найти любой понятный для вас медицинский атлас (я откопала где-то даже отдельный атлас по костям – маленькую карманную книжку). Мне сложно рекомендовать книги по физиологии человека, поскольку я сама занималась по заумному учебнику для медвузов, и вам его рекомендовать не буду.

По классической генетике хороша книга Инге-Вечтомова (Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции: Учебник для биологических специальностей университетов. – М.: Высшая школа, 1989), а по молекулярной просто великолепна книга И.Ф. Жимулева (Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006).

Где можно достать перечисленные книги? Многие из них можно купить, посмотрите на биофаке вашего университета или в каком-нибудь магазине «Медкнига». Также вполне возможно скачать книги из Интернета, но, если есть выбор, советую выбрать «бумажную книгу» и не портить зрение.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: