Материалы к уроку физкультуры "Веселые старты. Наш веселый звонкий мяч"


1.Линейная эстафета (Мяч).

Первые номера держат мяч за спиной.По сигналу они бегут к контрольному флажку(1Ом), обегают его и возвращаются прыжками, зажав мяч между ног. На стартовой линии они передают мяч следующему игроку и становятся в конец своей команды.Второй и следующие участники повторяют действия первого. Побеждает команда, закончившая без ошибок эстафету первой.

2. Сидячая эстафета.

Команды сидят на земле ноги врозь(мяч)в затылок друг другу. Дистанция 1м. У направляющего между ступнями зажат мяч. По сигналу первый ложится на спину, поднимает ногами мяч и опускает его на землю за головой. Второй захватывает мяч руками и повторяет действия первого.

3. Баскетбольная эстафета.

Команды строятся в шеренги с интервалом 1м между участниками. У капитанов по баскетбольному мячу.По сигналу мяч передаётся из рук в руки по шеренге влево (вправо).Последний в команде, получив мяч, ударяет им о землю и передаёт его обратно.Выигрывает команда, которая первой закончила передачи.

4. Кто быстрее? (эстафета палочки).

Первые номера с эстафетной палочкой в руке бегут к флажкам, обегают их и возвращаются к своим командам, где передают палочки вторым номерам.

^ Эстафета “Теннисист”.

Команды выстраиваются на старте у одного участника в руках теннисная ракетка и теннисный шарик. По команде “на старт” участник кладет шарик на ракетку и придерживает его рукой. По команде “старт” перестает придерживать шарик и начинает движение, стараясь не уронить шарик. Добежав по фишки поворота, огибает ее и продолжает движение к линии старта, где передает эстафету следующему участнику и так до тех пор, пока последний участник не пересечет линию старта. Штрафы.

За каждое падение мяча штраф - 5 сек. За придерживание шарика рукой штраф - 10 сек

^ Эстафета “Слалом”.

Команды выстраиваются на линии старта.

Напротив каждой команды по всей длине зала находятся фишки, которые необходимо пройти, огибая их зигзагом.

У первого участника в руках мячик и гимнастическая палка. По команде “на стар!” участник кладет мячик на пол на линию старта и берет гимнастическую палку за один конец двумя руками. По команде “старт” участник начинает движение, подталкивая и направляя мячик одним концом гимнастической палки. Обойдя фишки, участник возвращается к линии старта, бегом удерживая палку и мячик в руках, где передает их следующему участнику и так до конца. Штрафы.

За каждую не пройденную или неправильно пройденную фишку штраф - 5 сек. За падение палки и создание помех другим командам штраф - 15 сек.

^ Эстафета с переодеванием.

Команды выстраиваются в 4 колонны. Участники команд расходятся по залу на одинаковые расстояния друг от друга по ходу движения эстафеты.

Первый участник каждой команды одет и застегнут на пуговицы, в головном уборе.

По команде первые участники подбегают к участнику №2 своей команды и переодевают форму на участника №2, затем №3 движется к №4, №1 возвращается на линию старта и так до тех пор, пока последний участник команды (одетый) не пересечет линию старта.

^ Штрафы.

По 5 сек на каждую не застегнутую пуговицу или не одетую беретку.

Эстафета художник.

Команды выстраиваются на старте. На противоположном конце зала напротив каждой команды находятся ватман, фломастер и изображение рисунка.

По команде “старт” от каждой команды бежит 1 участник - подбегает к ватману, берет фломастер и рисует один из десяти элементов, составляющих рисунок. Нарисовав свой элемент, бегом возвращается к команде и передает следующему участнику фломастер, что будет являться командой на старт.

Последний участник, дорисовав десятый элемент, забирает рисунок, ватман и фломастеры бежит к команде. Пересечение линии старта будет сигналом окончания эстафеты. Штрафы.

За неправильное выполнение рисунка (каждого элемента) у команды вычитается 10 сек. За лучший рисунок прибавляется 10 сек (см. приложение 10).

Команды, для награждения равняйся, смирно!(награждение команд)

Попробуйте повторить движении под музыку.(музыка)

^ Начинаем III этап соревнований.

В тренажёрный зал.

Аплодисменты сильным, ловким.

Лучшим и стройным в зал аэробики.

орт`, `школа`, `сон`.
Вот, ребята, и прибыли мы в

первый город Страны здоровья

Этот город называется `Зарядка`.
Я хочу, друзья, признаться.
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо -
Много пользы от нее,
А здоровье - вот награда
За усердие твое.
Утро в этом городе начинается с зарядки! А вы, ребята, умеете делать зарядку?

Ученики под руководством педагога выполняют комплекс утренней гимнастики.

Учитель. Следующий город, в который мы попали, город `Режим дня`. Все жители этого города живут по режиму. Кто из вас, ребята, знает, что такое режим дня?

Дети отвечают.

Учитель Режим, ребята, много значит:
Поможет он решить задачи,
Когда ложиться и вставать,
Когда тетрадку открывать,
Чтобы садиться за уроки,
Когда гулять идти, когда...
Ответ получишь ты тогда,
Когда изучишь ты режим
И станет он тебе родным.
Сейчас, ребята, мы с поиграем в игру, которая поможет вам запомнить режим дня, по которому должны жить младшие школьники.

Играющим раздаются вразброс карточки с пунктами режима дня: `подъем`, `ужин`, `свободное время`, `завтрак`, `зарядка`, `домашняя работа`, `прогулка`, `спорт
Учитель. Я буду называть вразброс пункты режима дня. Игроки, имеющие карточки с данным пунктом, выбегают из колонны, бегут до стойки и обратно, встают на место и поднимают руки вверх. Игрок, выполнивший задание первым, приносит своей команде одно очко. Победит команда, набравшая большее количество очков.

Ребята выполняют эстафету. Победитель награждается смайликом.

Учитель. А сейчас я буду называть пункты режима дня по порядку. Игрок, имеющий карточку с названным пунктом, выходит и становится впереди своей команды.

Ребята встают в следующем порядке: `Подъем`, `Зарядка`, `Завтрак`, `Домашняя работа`, `Спорт`, `Школа`, `Прогулка`, `Ужин`, `Свободное время`, `Сон`.

Учитель. Ну вот, ребята, таким должен быть ваш режим дня! Запомнили?
Наше путешествие продолжается, мы попали с вами в третий город. Он называется город `Здоровой пищи`.
Правильно ли мы кушаем? Какие продукты полезны, а какие вредны для нашего организма? (Ребята отвечают.)

Эстафета . (по 8 чел.- участники) Первый участник бежит до подставки с карточками, на которых изображены `вредные` (газированная вода, мороженое, гамбургер, торт) и `полезные` (яблоко, ягоды, свекла и морковь, огурцы и помидоры, лук, молочные продукты) продукты, берет одну из них. Бежит до стены и приклеивает карточку под надписью `вредные` или `полезные` продукты в зависимости от того, какой продукт изображен на ней. Выполнив задание, игрок возвращается назад, передает эстафету хлопком ладони второму участнику и т. д. Победителю вручается ключик.

Учитель. Молодцы! Вы много знаете о том, какие продукты вредны, а какие полезны нам.
Давайте продолжим наше путешествие. Мы прибыли в город под названием `Физкульт-ура`. Все жители этого города любят заниматься физкультурой.
Мы бежим быстрее ветра,
Кто ответит почему?
Коля прыгнул на два метра,
Кто ответит почему?
Маша плавает как рыбка,
Кто ответит почему?
На губах у нас улыбка,
Кто ответит почему?
Может мостик сделать Шура.
По канату лезу я,
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.
А вы, ребята, любите заниматься физкультурой? А какая польза от занятий физкультурой? Давайте посмотрим, красивая ли у вас осанка. Подтянитесь, расправьте плечи, втяните животы, поднимите подбородок. Молодцы!
А сейчас давайте посоревнуемся, чтобы выяснить, кто из вас самый сильный и ловкий.

Эстафета. Первые участники команд кладут мешочек с песком на голову и по сигналу проходят до стойки и обратно, передают мешочек вторым участникам и т. д. (За победу вручается ключик.)

Эстафета. Первые участники берут в руки по 2 мяча. По сигналу бегут вперед, обегают стойку, возвращаются назад, передают мячи второму игроку и т. д.

Учитель. Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. Следующий город - `Дыхание`.
Для начала проведем эстафету.

Эстафета. Первые участники команд ведут ложкой надувные шарики до стойки и обратно, передают шарики вторым участникам и т. д. (Победителю вручается ключик.)

Учитель. Кто знает, чем наполнен шарик? Наши легкие тоже наполнены воздухом. Подумайте, как мы дышим. Мы дышим носом и ртом. Если вдох и выдох производятся через рот - это ротовое дыхание. Попробуйте... Если вдох и выдох производятся носом - это носовое дыхание. Попробуйте... А есть еще носо-ротовое дыхание, мы используем его на уроках физкультуры. После того как вы побегаете, я вам говорю: `Восстанавливаем дыхание: вдыхаем через нос, выдыхаем через рот`. Давайте потренируемся. Я раздам вам шарики, и по команде вы должны надувать их. Кто за 10 секунд надует самый большой шар, тот победитель. Не забудьте, что вдох нужно делать через нос, а выдох - через рот. Приготовились. Начали...

Ребята выполняют задание, победитель получает ключик.

Учитель. Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы с честью выдержали все испытания, и каждый из вас достоин навсегда поселиться в Стране здоровья. Но особенно отличилась... команда. Она набрала... ключиков, ей вручается большой ключ от города ` Здоровья `. Я желаю вам здоровья и успехов.
До свиданья.

Звучит `Спортивный марш`, и ребята организованно выходят из зала.

Игры-эстафеты являются важным средством развития ловкости, в них могут сочетаться самые разнообразные двигательные задания, развивающие ловкость: пробежать, перелезть, удержать равновесие, перенести груз; проползти, присесть и взять мяч, провести его, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах на исходную позицию к стартовой черте и т.д. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач. При проведении игры-эстафеты решается ряд задач – закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие у играющих ориентировки в пространстве, физических качеств быстроты и ловкости, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, внимания, выдержки, выносливости, точности, координации движении. Игры-эстафеты для развития ловкости должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется в упражнениях, выполняемых в играх-эстафетах. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Лучший путь развития ловкости у детей младшего школьного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры (приложение №1) эстафеты. (приложение №2)

Эстафеты бывают:

Линейные – соревнующие стоят в параллельных колонах;

Встречные – команды делятся пополам, и ее половины становятся в колонны друг против друга;

Круговые – команды становятся по кругу.

Планируя эстафету надо руководствоваться следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки. Не обязательно побеждает команда, которая первая закончила эстафету. При определении победителя применяют объективную и не сложную очковую систему. Результаты каждой команды, участвующих в эстафете, оцениваются воспитателем либо по качеству, организованности и согласованности действий детей, либо по времени затраченному на выполнение задания. Организация и методика игр-эстафет должны быть направлены на воспитание взаимоотношений между детьми и их нравственно-волевого поведения. Следует предоставить детям задания без ограничения срока. Необходим тщательный подбор команд. Всего команд должно быть 3-4, в каждой команде не более 4-5 детей примерно равных по силам. Выполнение правил обязательно для всех участников. Нарушение правил должно фиксироваться и учитываться при подведении итогов. Преодоление несложной полосы препятствий служит совершенствованию навыков и умений детей, комплексному развитию двигательных качеств. Особенно ценно, что ребенок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, действовать в соответствии со своей подготовленностью, своеобразно своим силам, проявлять определенные волевые усилия. Руководителю эстафет нужны помощники, которые наблюдают за выполнением правил, замечают ошибки, ведут подсчет очков, поправляют по необходимости нарушенные препятствия. Содержание игр-эстафет зависит от возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся; размеров зала, площади, времени года, наличия необходимого физкультурного оборудования. И в зависимости от всего выше перечисленного можно подбирать разные сочетания двигательных заданий для дорожки препятствий. Наиболее приемлемое их количество 3-5.

Заключение.

Цель изучение методов литературы по проблеме развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что для развития ловкости необходимо целенаправленно добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений. Эффективность формирования двигательных навыков зависит от правильного подбора методов и приемов, средств и принципов обучения. Изучение особенностей развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что этот возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками. Изучение средств развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что средством развития ловкости у детей младшего возраста являются физические упражнения, а также важным средством являются подвижные игры, игры-эстафеты. Что при соблюдении требований методики и учете физического развития детей, при осуществлении индивидуального подхода подвижные игры, игры-эстафеты могут быть средством развития ловкости. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Теоретическая значимость изучения заключается в том, что были проанализированы и систематизированы в теоретической части работы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей процесса развития ловкости у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость изучения состоит в том, что нами составлены подвижные игры и игры-эстафеты, которые могут использовать педагоги образовательных учреждений в процессе организации работы с детьми на уроках для решения задач развития ловкости. Также работой могут пользоваться студенты в ходе педагогической практики и родители при организации подвижных игр, игр-эстафет.

Список литературы.

1.Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 98с.

2.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. – 83с.

3.Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие [Текст] / И.А. Гуревич. - Мн.: Высшая школа, 1994 – 319с.
4.Детские народные подвижные игры [Текст] / Под ред. Кенеман А.В., Т. И. Осокина. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.

5.Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. – 128с.

6.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986. – 175с.

7.Мамаев А.П. Методика физического воспитания с основами теорий [Текст] / А.П. Мамаев, С.Т. Мельников. - М.: Просвещение, 1991–320с.
8.Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2000. – 107с.

9. Развитие движений ребенка – дошкольника [Текст] / Под ред. М. И. Фонарева. – М.:Просвещение,1975.–133с.
10. Решетников Н. В. Физическая культура [Текст] / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Академия, 1998. – 157с.

11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368с.

12. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет В.Л. Страковская. - М.: Новая школа, 1994. – 288с.
13. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Под ред. Б. А. Ашмарина. –М.:Просвещение,1990.–308с.
14.Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. – 480с.

15.Шишкина В. А. Движение + движения [Текст] / В.А. Шишкина. - М.: Просвещение,1992.–96с.

Приложение №1

Увернись от мяча

Все играющие распределяются на три команды. Площадка (зал) делится по длине на три равные части. В каждой из частей произвольно располагаются игроки одной команды. У одного из игроков команды, занимающей среднюю площадку, мяч.По сигналу учителя игроки средней команды бросают мяч в игроков крайних команд, стремясь осалить больше противников. Игроки крайних команд, получая мяч, стараются осалить как можно больше игроков из средней команды. Попадания подсчитываются. Команды дважды меняются местами (по истечении 3-4 минут). Таким образом, каждая команда побывает на всех трех площадках. Подсчитываются общий итог. Выигрывает команда, имеющая больше попаданий.

Ловкие ребята

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре круга водящий. По сигналу учителя дети говорят:

Мы - веселые ребята, Любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать! Раз, два, три - лови!

После слова «лови» дети бегут к границам площадки, водящий ловит. Пойманный становится водящим. Варианты: дети разбегаются по площадке; пойманный помогает водящему; пойманные подсчитываются; пойманные становятся на один шаг назад; играющие во время произношения слов передвигаются по кругу вправо или влево.

Салки (догонялки)

Играющие свободно располагаются на площадке (в зале). Один из участников - водящий. По сигналу водящий стирается догнать перебегающих и запятнать. Пойманным становится водящим. Он останавливается, поднимает руку я громко говорит: «Я салка (догонялка)!», после чего игра продолжается. Варианты: при большом количестве играющих выделяется несколько водящих (два-три); игрока, который присел, нельзя салить («Салки с приседанием»); игрок, спасаясь от водящего, берет кого-либо за руку - его пятнать нельзя («Салка, дай руку»); играющие прыгают на одной ноге («Салки с прыжками на одной ноге»).

Пустое место

Играющие образуют круг. Водящий идет по кругу (с внешней стороны) и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в любую сторону по кругу. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит раньше, становится в круг, опоздавший водит. Вариант: игроки прыгают на двух ногах или на одной ноге.

Лабиринт

Все играющие, кроме двух, выстраиваются рядами по пять-шесть человек на расстоянии вытянутых рук как по линии, так и в глубину. Держась за руки, участники образуют улицы. На одной из улиц находится убегающий, на другой- догоняющий. По сигналу учителя догоняющий старается осалить убегающего. Оба имеют право бегать только по улицам. Во время игры подаются условные сигналы (например, поворот), по которым игроки опускают руки, поворачиваются направо (налево), образуя новые улицы, и игра продолжается. Когда догоняющий осалил убегающего, они меняются ролями. Вариант: когда догоняющий осалил убегающего, выделяется новая пара.

Подвижная цель

Все играющие стоят за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Стоящие за линией круга бросают мячом в водящего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот выполнил бросок. Водящий бегает, увертывается. Игрок, не попавший мячом в водящего, становится на его место. Варианты: водящих двое; игрок, попавший мячом в водящего, становится на его место.

Зайцы в огороде

На площадке (зале) обозначаются два концентрических круга, один большой (диаметр - 8-12 м) - огород, другой малы;! (2-4 м) -домик сторожа, в нем водящий. «Зайцы» находятся за большим кругом. По сигналу учителя зайцы прыгают в круг, по кругу, выпрыгивают из него. «Сторож» бегает по огороду н старается поймать зайцев; пойманных отводит в домик. Когда будут пойманы три-четыре зайца, выделяется новый водящий.

Белые медведи

На площадке (в зале) обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие-«медвежата». По сигналу учителя медведи, держась за руки, начинают ловить медвежат. Пойманным считается тот, кого удалось охватить свободными руками. Задержанного медвежонка отводят па льдину. Когда на льдине будут два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока будут пойманы асе медвежата. При повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе и второго медведя.

Заяц без дома

Играющие, кроме двух, становятся парами по кругу (лицом друг к другу), взявшись за руки. Один из игроков-«заяц», другой-«волк». Заяц, спасаясь от преследования, становится в середину пары. Тот, к кому заяц встал спиной, становится бездомным. Если догоняющий запятнал убегающего, они меняются ролями. Вариант: пары становятся не по кругу, а произвольно на площадке, водящие бегают между порами.

День и ночь

Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5-2 м. Одна команда -«день», другая-«ночь». У каждой команды на своей стороне площадки дом.

Учитель неожиданно говорит: «День» (или «Ночь»). Команда «день» быстро убегает в свой дом, а, команда «ночь» догоняет. Затем все становятся на прежние места и учитель или помощники подсчитывают пойманных. Игра повторяется, команды убегают и догоняют не по очереди, а по вызову учителя, всегда неожиданно. Выигрывает команда, которая больше поймает противников. Варианты: команды называются «вороны» и «воробьи»; играющие стоят не спиной друг к другу, а боком, лицом; неходкое положение играющих - сидя.

Второй лишний

Все играющие стоят по кругу, лицом к центру. За кругом двое водящих: один убегает, другой догоняет. Убегающий становится впереди одного из игроков, стоящих по кругу. Тот, кто оказался стоящим сзади, убегает. Если догоняющий запятнал убегающего, то они меняются ролями.

Приложение №2

Эстафета с переноской предметов

Две команды стоят на длинных сторонах площадки, в шеренгах лицом одна к другой. У концов каждой команды обозначены круги (квадраты), в которых лежат набивные мячи. На расстоянии 10-15 м по прямой обозначены еще круги (квадраты), в которых стоят городки (кегли, булавы). Перед первыми кругами, в 2-3 м от них, стартовая линия, на которой становятся два игрока, по одному от команды. По сигналу учителя игроки берут мячи и бегут к другим кругам. Там кладут мячи, берут городки, возвращаются, ставят городки в первые круги, после чего встают на свое место. В то время, когда первые игроки бегут с мячом, вторые занимают место на стартовой линии и, когда первые закончат перебежку, начинают бежать, но они относят городки, а приносят мячи. Так продолжается, пока все игроки каждой команды закончат перебежки. Выигрывает команда, закончившая перебежки первой. Варианты: на пути перебежек преодолеваются препятствия (подлезать под веревочку, пролезать через обруч, перепрыгнуть «ров» и т. д.); все играющие делятся на три-четыре команды.

Передал - садись!

Все играющие делятся на две (три, четыре) команды и выстраиваются в колонны по одному. Лицом к своим командам, в 3-4 м от них стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу учителя капитаны бросают мячи игрокам, стоящим первыми. Те, получив мячи, передают их обратно и садятся. Капитаны бросают мячи вторым игрокам и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его (мяч) вверх, все игроки встают. Побеждает команда, первой выполнившая задание. Вариант: последний игрок, получив мяч от капитана, бежит на его место, а бывший капитан становится впереди команды, так продолжается до тех пор, пока все игроки не будут капитанами.

Эстафеты с прыжками, лазаньем и перелезанием

Эти эстафеты проводятся так же, как и эстафеты с бегом, но на пути расставляются различные препятствия, которые должны быть преодолены участниками (скамейка, «ров», бревно, веревочка или планка и др-)

Перебежка с выручкой

Играющие делятся на две команды. Площадка (зал) разделена на две равные части. На каждой стороне площадки расставлено одинаковое количество предметов (флажки, кубики, эстафетные палочки). По сигналу учителя игроки каждой команды стараются перейти или перебежать среднюю линию и с половины противника перенести на свою часть площадки как можно больше предметов. Игроки, охраняя предметы на своей половине площадки, пятнают любого игрока из команды противника. Осаленный остается стоять там, где был пойман, пока кто-нибудь из игроков не выручит его, дотронувшись до руки или плеча. Игра продолжается, пока все предметы не будут перенесены на другую сторону или до сигнала учителя. Выигрывает команда, которая перенесет на свою площадку больше предметов. Примечание. Если игрок, взявший предмет, будет осален, а предмет успеет передать в руки другому игроку своей команды, который перебежит на свою площадку, то осаленный игрок считается задержанным. Он остается на площадке противника, а предмет остается у команды, перенесшей его на свою площадку.

Эстафета «Веревочка под ногами»

Две команды располагаются в колоннах по одному. Перед ними (в 2 м) линия старта. Около нее стоят первые номера с короткими скакалками в руках. По сигналу учителя первые игроки бегут вперед, обегают стойку, стоящую в 15-20 м от линии старта, и возвращаются обратно, где их уже ждут вторые номера. Первый подает второму один конец скакалки, и они, двигаясь по сторонам от колонны, проводят скакалку под ногами играющих. Игроки перепрыгивают через нее; затем первый номер становится в конец колонны, а второй бежит к стойке, обегает ее и уже с третьим ведет скакалку и т. д. Выигрывает команда, которая раньше закончит перебежки.

Эстафета с ведением мяча

Играющие делятся на две-три команды и за линией старта выстраиваются в колонны по одному. У первых игроков каждой команды в руках по мячу. По сигналу учителя они ведут мячи, ударяя по ним одной рукой. Дойдя до стойки, игроки обегают ее справа (слева), возвращаются обратно и ударом о землю передают мячи своим товарищам. Те принимают мячи и выполняют то же задание, и т. д. Выигрывает команда, раньше других закончившая эстафету. Варианты: мяч вести правой (левой) рукой; мяч вести, обходя несколько препятствий (булавы, флажки). При проведении игры.

Подвижные игры и эстафеты для развития быстроты

«Бег за мячом»

(рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесь-мой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в бе-ге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами распола-гаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.

«Зайцы и кролики»

(рис. 2). Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», кото-рые строятся через одного (вперемежку) в ко-лонну по продольной оси зала лицом к учите-лю, ведущему игру. Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные пред-меты (кубики, мячи, кегли), которых по количе-ству вдвое меньше, чем участников игры. По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набрав-шая большее число очков.

«Бег преследованием»

(рис. 3). В игре участвуют две команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта А и В, находя-щихся на расстоянии 3—4 м одна от другой. Линия финиша С находится на расстоянии 9—11 м от линии- В. По сигналу учителя «Внимание!» игроки, находящиеся на линиях А и В, прини-мают одинаковое исходное положение — упор присев, упор лежа, сидя, высокий старт и т. п. По сигналу «Марш!» обе команды одновременно начинают бег, причем каждый из бегунов коман-ды А старается догнать бегущего впереди сопер-ника и осалить его до того, как он пересечет финишную линию С. За каждого осаленного иг-рока команда преследователей получает 1 очко. При проведении следующего забега команды меняются ролями.

«Встречный бег»

(рис. 4). Две команды, при-нимающие участие в этой игре, строятся в ко-лонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший > первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.

«Скоростная эстафета»

(рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в ко-лонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала. Обог-нув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.

«Игры и эстафеты для воспитания физического качества

выносливость у юных спортсменов».

Сидоренко Сергей Юрьевич

учитель физкультуры

МАОУ лицея № 28

В нашем современном мире из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе игр у детей формируются жизненно важные качества как упорство, честность, мужество, смелость, взаимовыручка.

Предлагаю вам игры и эстафеты, которые часто использую на своих уроках по физической культуре для развития выносливости у учащихся начальной школы.

Игра, ЧСС, количество движений

Содержание, правила

Ин-вен-тарь

Орган.-

метод.

указания

«Эстафеты-поезда».

Перед командами, стоящими в колоннах (по 8 – 12 человек),

проводится линия, а в 10 –12 м от каждом из них ставятся стопки (набивные мячи).

По сигналу первые номера команд обегают стойки (против часовой стрелки) и бегут к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и сно­ва бегут к стойкам. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцеп­ляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересе­чет линию старта.

В игре большую нагрузку получают первые номера команд, поэтому при повторении играющие располага­ются в обратном порядке.

Правила: выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

На-бив-ные мячи

Стой-ки

Вместо стоек

можно использ. кегли

«Бег командам»

Нескольким командам (по 10 –12 человек в каждой) дается старт. Команды начинают движение, стараясь пробежать всю дистанцию (до 500 м), не растягиваясь, и в, полном составе финишировать. На финише обозначается коридор шириной 10 м. Выигрывает команда, ко­торая затратит меньше времени и на финише ее участ­ники будут в обозначенном коридоре одновременно.

Дистанцию лучше разместить по замкнутому кругу (беговая дорожка школьного стадиона).

Правила: выигрывает команда, и которой замыкающий прибегает раньше.

Се-кун-домер

Старты можно давать отдельно для каждой команды.

«Не давай мяча водящему»

Один из играющих – водящий. В начале игры он находится на середине площадки. Остальные игроки размещаются на площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми.

Игроки, бывший меньшее число раз в роле водящего, побеждают.

Правила:

Игрок, которого водящий попал мячом, поднимает руку и громко произносит: « Я – водящий!»

Любой игрок имеет право поднять или поймать мяч, отскочивший от игрока, который стал водящим, и продолжать игру.

Б.

мяч

«Салки».

Простой вариант . Играющие свободно располагаются в зале (на площадке). Один из участников – водящий. Ему дают платочек, который он поднимает вверх и громко говорит: «Я – салка!» Салка старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из играющих. Осаленному передается платочек, он громко говорит: «Я – салка» – и игра продолжается.

Новому водящему не разрешается тотчас касаться рукой осалившего его игрока. Победителями считаются ребята, которые не были осалены.

При проведении игры с большим числом участников лучше разделить площадку на три-четыре самостоятельных участков. Тогда салка и группа играющих бегают только в пределах своего участка.

Усложненные варианты.

а) Выручая товарища, можно пересекать дорогу водящему. Тогда салка начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу, или другого игрока;

б) Имеется Один-два дома (очерченных круга), где салить игроков не разрешается. Находиться в доме больше 10 секунд не разрешается;

в) Играющие, кроме трех салок, имеют за воротником ленточку. Салка, догоняя убегающего, вытягивает ленту и продевает ее конец за свой воротник. Оставшийся без ленты становится салкой. Он объявляет об этом и начинает ловить остальных игроков.

г) Салки не разрешается касаться рукой того, кто впрыгнул на снаряд, залез на гимнастическую стенку, уцепился за перекладину, словом, оторвал ноги от земли. Правила запрещают салке караулить убегающего более 5 секунд. Осаленный меняется ролью с преследователем.

Игру можно проводить на одной половине в. площадки.

«Смена мест».

Игру проводят на баскетбольной или на волейбольной площадке. Игроки делятся на равные команды и выстраиваются у лицевых линей. По сигналу команды одновременно перебегают на противоположную сторону, т.е. меняются местами, заранее определив способ передвижения (бегом, прыжками на одной ноге, прыжками на двух ногах).

Правила:

Нельзя умышленно удерживать соперников.

Перебежав, занять заранее условленное положение.

Победа присуждается команде, которая первой заняла место у противоположной линии.

Чтобы не создавать помех друг другу, команды строятся в противо-положных углах площадки

«Линейная эстафета с бегом».

Три команды строятся в шеренги и располагаются в виде буквы «П». Перед командой, находящейся между двумя другими, проводится общая линия старта. Впереди, за 15-20 метров, ставятся в ряд три городка, на расстоянии 1,5 метра один от другого. Первые номера от каждой команды встают за линией начала бега. По команде учителя «Марш!» они выбегают вперед, а следующие по порядку бегуны от каждой команды занимают их места на старте. Выбежавшие, достигнув своих городков, обегают их с правой стороны и, возвращаясь обратно, касаются ладонью правой руки очередных игроков своей команды, после чего занимают свои места в шеренгах. Очередные игроки в свою очередь выбегают вперед, повторяют действия первых номеров и т. д. Игра повторяется два-три раза.

Правила: к оманда, закончившая перебежки раньше других побеждает.

Городки

обегают городки с правой стороны

«Эстафета с внезапными останов-ками».

Эстафета с внезапными остановками и продолжением движения по сигналам. Проводится линейная эстафета (смотрите игру, приведенную выше), но по первому сигналу (свистку, хлопку в ладони) учителя очередные бегуны должны тотчас же занять положение, лежа с опорой на локоть левой руки, а по второму сигналу продолжать движение вперед.

Правила: выигрывает та команда, которая без ошибок и раньше вернется на старт.

На площадке между командами можно начертить разделитель-ную черту

«Круговая эстафета».

Эта игра на развитие выносливости.

Обычно проводится в спортивном зале, стадионе, а так же можно в лесу.

Для подготовки на стадионе или в зале определяется линия старта и финиша.

В зале и на стадионе игра проводится по кругу. Участники встают на старт как показано на рисунке.

По сигналу учителя начинается эстафета. Каждый участник должен побежать 6 – 8 кругов (длина круга на усмотрение учителя) и потом передать эстафетную палочку следующему участнику команды. Через 10 – 15 минут можно повторить эстафету.

Правила: побеждает та команда, которая первая заканчивает эстафету.

Эста-фетная палоч-ка

Если эстафета проводится в лесу, место проведения игры очищается от посторонних предметов. В зале по средней линии баскетбольной площадке.

«Большая эстафета по кругу».

На четырех углах площадки ставятся флажки, а в центре – большой флаг. Класс делится на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызываются к линии старта по одному бегуну. По сигналу они оббегают четыре флажка, и, добежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам, занявшим исходное положение на старте.

Правила: Выигрывает команда, замыкающий игрок которой раньше закон­чит бег вокруг флажков. Он должен первым подбежать – к центральному фла­гу (стойке) и постучать по древку эстафетной палочкой. Прибежавший вторым приносит своей команде второе место.

Флаж-ки, эста-фетная палоч-ка

Учитель следит за вы­полнением правил. Малые флажки обегаются с наружной стороны. Последний в команде игрок, прежде чем бежать к центральному флагу, должен обязательно обежать четвертый угловой флажок .

«Мяч капитану».

Возле коротких сторон площадки чертят по три вписанных круга, соответственно один, три и пять метров. В центре площадки чертят круг диаметром 1 метр.

Принадлежности для игры – баскетбольный мяч, отличительные нарукавные повязки.

Первые номера каждой команды- капитаны. Они встают в середину кругов, начерченных у коротких сторон площадки. Между окружностями большого и среднего кругов находятся четыре игрока из другой команды – перехватчики. Остальные игроки (нападающие) располагаются на площадке произвольно.

Учитель бросает мяч вверх в центре площадке между двумя игроками различных команд. Каждый из них старается отбить или перебросить мяч своим игрокам. Завладевший мячом стремятся путем передач подвести его ближе к своему капитану и бросить ему мяч так, чтобы тот поймал его на лету. Переброска мяча капитану затрудняется тем, что вокруг него стоят перехватчики из другой команды, которые стараются помешать ловле мяча. Перехватчики отбивают или перебрасывают мяч своим нападающим, а тем в свою очередь стремятся передать мяч своему капитану. Команде, капитан которой поймает мяч, засчитывается два очка. После этого игру вновь начинают с центра площадки. Выигрывает команда, получившая больше очков.

Правила:

Разрешается бросать и ловить мяч руками, а также

отбивать его головой.

Пробежка с мячом более двух шагов воспрещается.

Не допускаются грубые толчки.

Отнимать или выбивать мяч из рук не разрешается.

Играющие не имеют права заходить за линию очерченных кругов.

Мяч, вылетевший за пределы площадки, вводится в игру кем-либо из нападающих другой команды с того места, где мяч пересек линию площадки.

Б. мяч

За нарушения правил 2, 3 и 5 игроком одной из команд другая команда получает право на пятиметровый бросок своему капитану. Этот бросок может отбивать только один из перехватчиков команды-нарушительницы. Остальные игроки встают за линию штрафного броска. За мяч, пойманный капитаном налету с пятиметрового броска, команда получает одно очко, после чего начинается с центра площадки; если же капитан не поймает мяча, то игра продолжается. После того как один из капитанов любой из команд поймал мяч на лету, игроки (капитан, перехватчики, нападающие) могут меняться ролями

«Десять передач».

Игра ведётся по правилам баскетбола, но без бросков в корзину. Мяч вводится в игру с центра. Игроки команды, овладевающие мячом, умело маневрируя и не отдавая мяч противнику, стараются сделать между собой 10 передач пудрят, за что команде начисляется одно очко. После этого игра останавливается, и мяч снова вводится в игру броском с центра. Игра проводится на время или до определённого количества очков.

Правила:

Набранное количество передач

аннулируется, если мяч перехватил

соперник или команда допустила

ошибку.

Если противник при попытке забрать

мяч нарушил правила, мяч вводится из-

за боковой линии, а счёт продолжается.

Б. мяч

Ошибки: двойное ведение, пробежка, потеря.

Развитие игровой выносливости – это важная составная часть в развитии учащихся начальной школы. В группах начальной подготовки большое внимание уделяется общей физической подготовке. Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые задания, спортивные игры. Ввиду этого необходимо вводить спортивные игры в школьную программу как обязательный элемент тематического планирования. Особенно в младших классах, так как ранняя выносливость развивается в основном с помощью подвижных игр.

Наибольшую роль в развитии выносливости играют подвижные игры, они помогают привлечь детей к спорту, чтобы в будущем достигнуть не только хороших результатов, но и быть готовыми и для дальнейшей трудовой деятельности во взрослой жизни.

Так как подвижные игры по своему содержанию очень разнообразны и привлекательны для детей, это способствует проявлению их наибольшего интереса к занятиям спортом. Что в дальнейшем отвлекает подростков от пагубного негативного влияния общества.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: