Философское учение йоги в индии. Философия йоги для начинающих Бихарская школа йоги

Йога

понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога - это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)»Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

    Яма - принципы взаимодействия с внешней средой

    Нияма - принципы взаимодействия с внутренней средой

    Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности

    Пранаяма - контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума

    Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами

    Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума

    Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

    Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

    Карма-йога - «йога деятельности»

    Бхакти-йога - «йога преданности», или «йога преданного служения»

    Джнана-йога - «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же - осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша - освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога - это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

      Вайшешика

Система вайшешики - одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика).. Она была основана мудрецом Канадой, настоящее его имя - Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.

Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель - освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение - абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.

Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания - восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики - только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.

Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.

Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса - бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи. Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию - небытие, которая обозначает все отрицательные факты.

    Неортодоксальные школы индуизма

      Локаята

Локаята, чарвака - материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считают атеистической. Это одно из самых спорных направлений индийской философской мысли. Происхождение самого названия школы неясно.

    Чаще всего локаятиками называют тех, кто считает душу идентичной телу, существующей лишь до тех пор, пока живо тело.

    Локаята - это вера в реальный мир (лока) и неверие в существование мира потустороннего

Второе название школы связывают либо со словами чару и вака, сочетание которых буквально означает «красивая речь», либо с именем философа Чуббака, который, как полагают, был скептиком и материалистом, автором «Брихаспати-сутр» (ок. 600 г. до н. э.). Другие считают основателем учения полулегендарного мудреца по имени Брихаспати. Некоторые источники утверждают, что словом «чарвака» издавна именовались материалисты - потому ли, что они проповедовали доктрину «ешь, пей, веселись» («чарв» - есть, жевать).

Локаята относится к разряду настика, то есть учения, отрицающего авторитет Вед.

Несмотря на то, что сегодня какие-либо оригинальные тексты отсутствуют, и некоторые исследователи считают локаяту своего рода софистикой образованных брахманов, невозможно не видеть влияние чарваков на развитие философии в Индии, о чем свидетельствует полемика с ними приверженцев практически всех направлений индийской мысли.

По учению локаяты, вселенная и все сущее произошло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил. Есть 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух. Они вечны и являются первоосновой всего сущего. Идея о том, что сложные формы жизни происходят от длительной эволюции (правда из всего 4 элементов) предвосхитила современное понимание мира (Атеистический словарь, 1983).

Локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим - только этот мир (лока), единственной реальностью - материю, целью человеческого существования - достижение наслаждения. Взгляды представителей этой школы иногда сопоставляют со взглядами древнекитайского мудреца Ян Чжу и древнегреческим эпикуреизмом.

      Джайнизм

Джайнизм– древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 4.9 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной АмерикеЗападной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

Джайнизм утверждает, что любое существо (джива) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму.

Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме - Джина - «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары. Практикующие джайны следуют учениям 24 особых Джинов, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что 24-ым и последним тиртханкаром был Шри Махавир («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 по 527 год до н. э. 23-им тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля (врата). Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие (ананта дарсан), совершенное знание (ананта джна) и совершенное поведение (ананта каринта), известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека (к мокше) от сансары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредствам кармы, - сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному Джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т. д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада - четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

Другая важная характеристика учения джайны - предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. Существует пять основных этических принципов - обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн - монахом или мирянином. Это:

    Не причинять вреда живому (Ахимса).

    Быть искренним и благочестивым (Сатья).

    Не красть (Астейя).

    Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

    Не стяжать (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает - не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).

Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Так как главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать. Тируваллувар в своей классической книге «Тируккурал» посвятил целую главу объяснением понятия «правдивость».

Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, то есть принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:

    Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.

    Никогда не брать чужих вещей.

    Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.

    Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т. д.).

Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль. Индийская философия сохpанила полную пpеемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, котоpый идет с Востока", "истины о пpоисхождении pода человеческого", котоpым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, котоpая соединяет западную культуpу с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теоpии, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести.

В начале работы, я поставила перед собой главную цель своего реферата и задачи, которые я выполнила. На основе проделанной работы можно сделать следующий вывод. Философские школы Древней Индии подразделяются на две группы: ортодоксальные и неортодоксальные. Первые поддерживали Вед, когда вторые не считали его авторитетным. Каждая из школ этих групп имеет свое учение и свои положения, на которых она и основывается.

Данный реферат рассказывает о тех моментах философской мысли, о которых мы должны знать. Поэтому материал, собранный в работе поможет в дальнейшем легко ориентироваться в такой науке, как философия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Антология мировой философии. - М.: Мысль, 1969. – с.145

    Бауеp В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов.- М.: Кpонпpесс, 1995. – с. 84-95.

    Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. - М.: Мысль, 1969. – с.54-56.

    Древней Индии (4)Реферат >> Культура и искусство

    философские школы Древней Индии философских школ Древней Индии

  1. Культура Древней Индии (11)

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии , признающие авторитет Вед (Веданта (IV ...). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии . Джайнизм возник в одно время с буддизмом...

  2. Культура как модель мира. Проблема взаимодействия человека и природы в Древней Индии .

    Реферат >> Культура и искусство

    Но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии . Анализ этих связей показывает, что...). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии . Джайнизм возник в одно время с буддизмом...

  3. Культура и искусство Древней Индии

    Реферат >> Культура и искусство

    Группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии , признающие авторитет Вед (Веданта (IV ...). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии . Джайнизм возник в одно время с буддизмом...

Во многих отношениях весьма близка к санкхьи система йоги, хотя в ней в отличие от санкхьи признается и личный бог. Кроме этого, есть различие по таким основным проблемам, как природа души, деятельности, причинности, и ряду других вопросов.

| Термин «йога» несет различную смысловую нагрузку. Он обозначает метод, соединение (земной души с высшей душой), напряжение, энергичное усилие и т.д. Основателем системы йоги считается Хираньягарбха, согласно другой точке зрения - Патанджали (его время жизни определяется до III в. н.э.), который в своей работе «Анушасана» систематизировал представления йоги и изложил их на основе метафизики санкхьи. Его «Йога-сутра» - старейшее руководство йогической школы. Она состоит из четырех частей. Первая из них рассматривает природу и цель самадхи, или созерцательного самопогружения (самадхипада); вторая определяет методы и средства достижения этой цели (садхана- пада); третья излагает значимость необычных способностей, полученных с помощью практики йоги (вибхутипада); четвертая раскрывает природу освобождения (кайвальяпада). |

Мысль о том, что человек может приобрести ряд необычных физических и психических способностей посредством контроля своей чувственной и умственной деятельности, нашла свое отражение еще в Ригведе и Упанишадах. В частности, в «Майтри Упанишадах» рассматриваются шесть составных частей йоги и упоминается ряд терминов системы Патанджали.

Согласно этой системе йога является систематическим усилием, направленным на достижение совершенства посредством осуществления контроля над активной волей, познающим разумом и телом человека. Центральный ее вопрос - не построение теоретических систем, а практическая разработка методов и средств упорядоченной деятельности во имя духовной свободы.

Метафизика йоги созвучна с онтологией санкхьи. Вселенная никем не сотворена и вечна. Субстанция есть пракрити. Развитие пракрита осуществляется при помощи трех составляющих ее сил, или гун. Существует множество индивидуальных душ. Однако есть и различие между этими двумя системами. Человек, согласно йоге, обладает большей свободой, чем это предполагает учение санкхьи. Его цель - освобождение, которое заключается в отделении пуру- ши от пракрити и обращении к богу.

Если санкхья утверждает, что освобождение осуществляется через познание, то йога настаивает на пути спасения посредством активных, систематических усилий. Иными словами, санкхья предпочитает логические исследования, йога - благочестивые действия и умственную дисциплину. Поэтому йога обращается к понятию бога. Природа бога совершенна. Он представляет собой не творца и охранителя всей вселенной, а особое «Я» (пуруша-вишеша). Личный бог философии йога - это средство для достижения конечного освобождения.

Гносеология йоги основана на трех формах познания: восприятии, логическом выводе (умозаключении) и священном писании. Знания, полученные посредством этих трех форм познания, не являются абсолютно достоверными, поскольку истинность знания достижима только через практику йоги.

Искусство йоги, или практика йоги, основана не на целенаправленном исследовании разума, а, напротив, на подавлении его деятельности в целях открытия реальности «Я», т.е. проникновения в те сферы и пласты человеческой психики, которые открывают божественную природу человека. Подавление деятельности ума достигается через выполнение ряда упражнений, осуществляемых с помощью очистительных мер, воздержания, познания, веры и подчинения желаний, посредством добродетельной благочестивой жизни

Физическую природу человека йога рассматривает как средство для выражения духовной жизни. Для осуществления этого йога предлагает восемь принципов: (1) воздержание (яма), (2) соблюдение правил (ния- ма), (3) положение (асана), (4) регулирование дыхания (пранаяма),

(5) удаление чувств (пратьяхара), (6) фиксированное внимание (дхара- на), (7) созерцание (дхьяна), (8) сосредоточенность (самадха).

Первые два принципа - воздержание и соблюдение - отражают уровень этической культуры человека, соблюдение нравственных правил, аскетизм, преданность Богу; третий - положение, представляет дисциплину тела, его физическую поддержку состоянию сосредоточенности; четвертый - регулирование дыхания, выражает влияние дыхания на ясность ума; пятый - удаление чувств, исключает обусловленность рассудка от впечатлений извне

Перечисленные пять принципов представляют собой этапы первой стадии, которая называется очищением. Эти этапы в системе йоги являются вспомогательными, но не самими ее элементами.

Вторая стадия - освещение - включает этапы фиксирования внимания (дхарана) и созерцания (дхьяна). Первый этап - фиксирование ума на определенной точке, второй - медитация.

Третья стадия - единство. Ее составляющая - этап самадхи, который предшествует достижению освобождения. Самадха предполагает два уровня сосредоточения: сознание (сампраджнята) и сверхсознание (асампраджнята). Достижение состояния самадхи дано не многим, временные рамки его ограниченны, ибо соблазны жизни разрушительны. Поэтому полное освобождение невозможно до тех пор, пока существует физическая жизнь человека. Абсолютная независимость, или свобода (кайвалья), - это вечная жизнь пуруши, освобожденная от пут пракрити. Однако на последнем этапе (самадхи) возможно достижение освобождения души от телесной оболочки посредством разрыва оков сансари и кармы.

Этическая направленность системы йоги обусловлена ее целевой установкой - формированием высоконравственной личности.

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе "Бхагавад Гиты" (переводится с санскрита как "Песня Бога"), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: "Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания - он тогда именуется "йогин". Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает". Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово "йога" отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В "Бхагавад Гите" есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): "Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой". Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: "Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу". В Катха Упанишаде йога поясняется так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины...

История йоги - это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, - не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры - Веды.

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000-1800 л. до н.э.)

Родина йоги - долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV-III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды - сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога - это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ - первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов - Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла - это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500-500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII-III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 - 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли -с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья - это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата - это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, - «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 - 500 л. н.э).

Классическая йога - одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр - афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 - 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV-XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Философия Древней Индии – кратко, самое главное. Это очередная тема из цикла публикаций по основам философии . В предыдущей статье мы рассмотрели . Как уже было сказано, наука философия возникла одновременно в разных концах мира – в Древней Греции и в Древних Индии и Китае приблизительно в 7-6 вв. до нашей эры. Часто философию Древней Индии и Древнего Китая рассматривают вместе, так как они очень связаны и оказали друг на друга большое влияние. Но все же, предлагаю историю философии Древнего Китая рассмотреть в следующей статье.

Ведический период Индийской философии

Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах, которые были писаны на самом древнем языке – санскрите. Состоят они из нескольких сборников, написанных в виде гимнов. Считается, что Веды составлялись в течение тысячи лет. Веды использовались для культового служения.

Первые философские тексты Индии – это Упанишады (конец 2 тысячелетия до н. э.). Упанишады — это толкование Вед.

Упанишады

В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы.

Упанишады - это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта».

В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре , как круге страданий, который человеку нужно преодолеть.

Философские школы (системы) Древней Индии

С 6 века до нашей эры началось время классических философских школ (систем). Различают ортодоксальные школы (считали Веды единственным источником Откровения) и неортодоксальные школы (не признавали Веды единственным авторитетным источником познания).

Джайнизм и буддизм относят к неортодоксальным школам. Йога и санкхья, вайшешика и ньяйя, веданта и миманса – это шесть ортодоксальных школ. Я указала их парами, потому что они являются попарно дружественными.

Неортодоксальные школы

Джайнизм

Джайнизм основан на традиции отшельничества (6 век до н. э.). Основой этой системы является личность и состоит она из двух начал – материальной и духовной. Связывает их между собой карма.

Идея перерождения душ и кармы привела джайнов к мысли о том, что все живое на Земле имеет душу – растения, животные и насекомые. Джайнизм проповедует такую жизнь, чтобы не навредить всему живому на Земле.

Буддизм

Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н.э. Его создатель Гаутама, принц из Индии, который потом получил имя Будда, что в переводе означает пробужденный. Он разработал концепцию пути избавления от страданий. Именно это должно быть основной целью жизни человека, который хочет получить освобождение и выйти за пределы сансары, круговорота страданий и боли.

Чтобы вырваться из круга страданий (войти в нирвану) нужно соблюдать 5 заповедей (Википедия) и заниматься медитацией, которая успокаивает ум и делает разум человека более ясным и не подверженным желаниям. Угасание желаний ведет к освобождению и избавлению от круговорота страданий.

Ортодоксальные школы

Веданта

Веданта была одной из самых влиятельных школы индийской философии. Точное время ее появления не известно, ориентировочно — 2 в. до н. э. Завершение учения относят к концу 8 века н. э. Веданта основывается на толковании Упанишад.

В ней основа всего Брахман, который един и бесконечен. Атман человека может познать Брахмана и тогда человек сможет стать свободным.

Атман - это высшее «Я», абсолют, который осознает своё существование. Брахман - это космическое, безличное начало всего существующего.

Миманса

Миманса примыкает к Веданте и представляет собой систему, которая занималась объяснением ритуалов Вед. Стержнем считалась идея долга, которая представляла собой приношение жертв. Своей кульминации школа достигла в 7-8 вв. Оказывала воздействие на укрепление влияния индуизма в Индии и снижение значения буддизма.

Санкхья

Это философия дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Согласно ей, главной основой всего является материя. Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи. В ее основе был опыт и размышление человека.

Санкхья и Йога связаны. Санкхья – это теоретическая основа для йоги. Йога – это практическая методика достижения освобождения.

Йога

Йога. В основе данной системы лежит практика. Только через практические упражнения человек может добиться воссоединеия с божественным началом. Таких систем йоги было создано очень много, и они пользуются до сих пор огромной известностью по всему миру. Именно она стала наиболее популярна сейчас во многих странах, благодаря комплексам физических упражнений, которые дают возможность быть здоровыми и не болеть.

Йога отличается от санкхьи убеждением, что у каждого человека есть высшее личное Божество. При помощи аскетизма, медитации можно освободиться от пракрити (от материального).

Ньяйя

Ньяйя представляла собой учение о различных формах мышления, о правилах ведения дискуссии. Поэтому ее изучение было обязательным для всех, кто занимался философствованием. Проблемы бытия в ней исследовались через логическое постижение. Основная цель человека в этой жизни – освобождение.

Вайшешика

Вайшешика – это школа, родственная школе ньяйя. Согласно этой системе каждая вещь беспрерывно меняется, хотя существуют в природе и элементы, которые не подвержены изменениям – это атомы. Важная тема школы – классифицировать рассматриваемые объекты.

Вайшешика основана на объективной познаваемости мира. Адекватное познание – это главная цель систематического мышления.

Книги по философии Древней Индии

От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. Чаттопадхьяя Д (2003 год). Профессор Калькуттского Университета на­писал эту книгу специально для европейцев, которые только начинают знакомиться с философией Древней Индии.

Шесть систем индийской философии. Мюллер Макс (1995 год). Профессор Оксфордскою университета является выдающимся знатоком индийских текстов, ему принадлежат переводы Упанишад и буддийских текстов. На эту книгу ссылаются, как на фундаментальный труд по философии и религии Индии.

Введение в индийскую философию. Чаттерджи С. и Датта Д (1954 год). Авторы излагают взгляды индийских философских школ кратко и простым языком.

Философия Древней Индии – кратко, самое главное. ВИДЕО.

Резюме

Думаю, статья «Философия Древней Индии – кратко, самое главное» стала для Вас полезной. Вы узнали:

  • о главных истоках философии Древней Индии — древних текстах Ведах и Упанишадах;
  • о главных классических школах индийской философии — ортодоксальных (йога, санкхья, вайшешика, ньяйя, веданта, миманса) и неортодоксальных (джайнизм и буддизм);
  • о главной особенности философии Древнего Востока — о понимании истинного предназначения человека и его места в мире (более важным для человека считалось сосредоточение на внутреннем мире, чем на внешних обстоятельствах жизни).

Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: