Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками. Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками в детском саду Комплекс артикуляционной гимнастики

Биоэнергопластику применяю на логопедических занятиях уже больше пяти лет.
С удовольствием поделюсь своими наработками по данной теме.
На каждое традиционное артикуляционное упражнение я подобрала движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, использую стихи, адаптированные мной сказки
В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).

Упражнения по биоэнергопластике

«Птенчики»
Ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка»
Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Киска сердится», «горка»
Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

«Змейка»
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Футбол»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.

«Почистить зубы»
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Заборчик»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Хоботок»
Ладонь сжата в кулак.

«Наказать непослушный язычок»
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Почистим зубы»
Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

«Фокус»
Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Приклей конфетку»
Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

«Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Гармошка»
Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Индюк», «Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

«Пароход гудит»
Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.

«Самолёт гудит»
Ладонь с расставленными пальцами располагается горизонтально.

«Маляр»
Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

«Дятел»
Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.



Речевой материал по биоэнергопластике

«Пчела и Оса»

Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,
(упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(упражнение «Почистим зубы»)
посмотрит на часы и летит в поле.
(упражнение «Часики»)
С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд.
(упражнение «Хоботок»)
А Оса, когда просыпалась, пила чай,
(упражнение «Чашечка»)
с конфетами,

ела блинчики
(упражнение «Лопаточка»)
с ароматным вкусным мёдом.

Целыми днями Оса качалась на качелях
(упражнение «Качели»)
и болтала с другими осами.
(упражнение «Индюк», «Болтушка»)
Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду,
(упражнение «Иголочка»)
красила в доме стены, потолок.
(упражнение «Маляр»)
А утром опять улетала в поле.
Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит:
- Мало мёду принесла, лети обратно.
Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек:
- Ты что, Пчела, плачешь?
- А мне жить теперь негде, - говорит Пчела, - я из дому ушла.
- Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю…
Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит - мёдом угощает.
(упражнение «Вкусное варенье»)

«Под грибом».
Как-то раз летел Комар
(упражнение «Хоботок»)
и начался сильный дождь.
(упражнение «Дятел»)
Куда спрятаться?
Увидел Комар на полянке маленький грибок,
(упражнение «Грибок»)
долетел до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт сильнее и сильнее.
Мимо грибочка Воробей скачет и плачет.
(упражнение «Птенчики»)
- Намокли пёрышки, устали крылышки. Пусти, меня, Комар, под грибок обсохнуть, дождик переждать!
- Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
-Ничего, в тесноте, да не в обиде.
Пустил Комар Воробья под грибок.
Ползёт Змейка к грибочку.
(упражнение «Змейка»)
Просит:
- Пустите под грибок, дождик переждать.
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста.
Подвинулись, нашлось место змейке.
Бежит Ёжик к грибочку,
(упражнение «Иголочка»)
попросился дождик переждать и его пустили.
А дождь всё льёт и не перестаёт.
(упражнение «Дятел»)
Скачет Зайчик.
(упражнение «Лошадка»)
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!
- Жалко Зайца, - говорит Комар, - давай ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца, Лиса прибежала.

- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе.
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться.
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба, радуются.
Комар задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а теперь всем пятерым место нашлось.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
(упражнение «Улыбка»)
- Эх вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?

«Часы с Кукушкой».
Раннее утро. Спят жители сказочного городка. На городской площади башня с часами. Над часами в маленьком домике живёт Кукушка.
Тик-так! - отстукивает время маятник. Ку-ку! - выглянула Кукушка.
(упражнение «Часики»)
Вот проснулся Пёс, стал собираться на работу. Он маляр.
(упражнение «Маляр»)
Сегодня ему надо покрасить красивый резной забор вокруг городка.
(упражнение «Заборчик»)
В своём уютном домике поставила пирог в духовку Кошка.
(упражнение «Киска сердится»)
Пирог с начинкой: с клубничным вареньем.
(упражнение «Вкусное варенье»)
- Всё надо делать по часам, - говорит Кошка Котятам.
- Ещё раз прокукует Кукушка - значит, пора вынимать пирог.
Весёлый Лягушонок вовремя принялся за уборку.
(упражнение «Улыбка»)
Каждое утро он моет свой плот щёткой.
(упражнение «Почистим зубы»)
Время идёт, а Кукушка всё молчит. Собрались все жители городка на площади.
Дверцы домика закрыты, висит записка: «Ушла в лес».
- Ерунда, - сказал Лягушонок. - Кукушкой может быть каждый. Теперь я буду Кукушкой, - и прыгнул в домик над часами.
Солнце поднялось высоко. Лягушонку стало жарко.
- Нет, не могу я быть Кукушкой.
-Тогда я буду Кукушкой, - сказала Кошка. - Мяу-мяу!
Потом свернулась клубочком и уснула.
А в домике у Кошки горел пирог,
(упражнение «Лопаточка»)
потом загорелся дом. Хорошо Лягушонок из шланга залил горящий дом.
- Нет, теперь я буду Кукушкой, - сказал Пёс. - Только проверю механизм: всё ли в порядке.
Стукнул Пёс молотком по колёсику - и вовсе остановились часы.
Звери в растерянности поглядели друг на друга.
- Почему же никто из нас не смог стать Кукушкой? - спросила Кошка.
- Да… Видно, каждое дело надо делать умеючи, - виновато опустил голову Пёс.
Тут все увидели Кукушку и очень обрадовались.
(упражнение «Улыбка»)
Кукушка быстро починила часы и прокуковала:
- Ку-ку! Ку-ку!
(упражнение Часики»)
И всё в сказочном городке пошло своим чередом.

«У Солнышка в гостях».
Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света.
(упражнение «Птенчики»)
- Куда это Солнышко подевалось? - говорят. - Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Разве вы знаете, где оно живёт? - закудахтала Наседка.
- Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили Цыплята.
Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки.
(упражнение «Вкусное варенье»)
Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка.
(упражнение «Индюк»)
Спрашивают:
- Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт?
- Знать не знаю, давайте вместе искать.
Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит.
(упражнение «Дятел»)
Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт. Пошли все вместе искать.
Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать.
(упражнение «Лошадка»)
Долго шли они. Увидели Ёжика.
(упражнение «Иголочка»)
Он сидел под деревом и играл на гармошке.
(упражнение «Гармошка»)
- Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? - спрашивают Цыплята. - Три дня его не было на небе, уж не заболело оно?
- Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. - ответил Ёж.
(упражнение «Горка»)
Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогу показывать.
(упражнение «Грибок»)
Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А в доме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет.
Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёж зафыркал.
- Кто под моим окошком кричит? - спросило Солнышко. - Кто мне спать не мешает?
- Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало.
- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу…
Лошадь взяла ведро, стала воду таскать.
(упражнение «Чашечка»)
Дятел - Солнце водой умывать. Индюк - полотенцем вытирать.
(упражнение «Маляр»)
Ёж - давай колючей щетинкой начищать.
(упражнение «Качели»)
А Цыплята - те стали с Солнышка соринки смахивать.
(упражнение «Фокус»)
Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело, светло и тепло.
(упражнение «Улыбка»)

«Петух и краски».
Нарисовал Художник Петуха,
(упражнение «Птенчики»)
а раскрасить-то его и забыл…
Пошёл Петух гулять, и все на дворе вдруг стали смеяться.
- Почему они смеются надо мной? - спросил Петух Индюка.
(упражнение «Индюк»)
- Ты же ходишь совсем нераскрашенный, - сказал Индюк, - посмотри-ка на себя!
Подбежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно - Индюк правду говорит.
Совсем расстроился Петух.
Тут подошёл Кот.
(упражнение «Киска сердится»)
- Не печалься, - сказал Кот, - иди к Краскам, они тебе помогут.
(упражнение «Маляр»)
- Ку-ку-да к Краскам? - закудахтал Петух. - Где я их найду?
- Я научу тебя, - сказал Кот. - Иди всё время прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра придёшь в Сказку и там найдёшь Краски!
И пошёл Петушок Краски искать.
Идёт Петух по лесу. А на поляне Лисята играли с мячом.

Заметили его Лисята, закричали:
- Мама, мама! Смотри - Петух!
Лиса в это время наказывала одного из лисят.
(упражнение «Наказать непослушный язычок»)
Увидела Лиса Петуха и отвернулась.
- Нет, нет… Этот Петух не годится. Он - нераскрашенный. Это ненастоящий Петух!
А Петушок всё шёл и увидел Ёжика.
(упражнение «Иголочка»)
Ёжик показал Петушку, где Краски живут. Пришёл Петух к расписному теремку, вокруг которого стоит разноцветный забор.
(упражнение «Заборчик»)
- Ку-ка-ре-ку!
- Кто там? - спросили за дверью.
- Это я, Петух.
Вышли навстречу Петуху Краски и раскрасили его в разные цвета.
Красная Краска раскрасила гребешок и бородку, Синяя - пёрышки на хвосте, Зелёная - крылышки, а Жёлтая - грудку.
(упражнение «Маляр»)
Посмотрел Петушок в зеркало - себя не узнал! Такой стал красивый!
Поблагодарил Петух добрые Краски, улыбнулся,
(упражнение Улыбка»)
и весёлый зашагал домой. Поёт на весь лес:
- Ку-ка-ре-ку!
Лисята теперь качались на качелях,
(упражнение «Качели»)
увидели его, запищали:
- Мама, смотри - Петух назад идёт!
- Я же сказала вам - он ненастоящий, нераскрашенный.
- Мам, он настоящий! Настоящий, живой Петух!
Хотела Лиса догнать Петуха, да поздно спохватилась: он уже далеко ушёл…

Стихи для биоэнергопластики

Поёт с утра лягушка:
«Ква-ква, ква-ква, ква-ква!
Иди сюда, подружка!
Здесь сочная трава».
(упражнение «Улыбка»)

Воробьишка прыг-прыг-прыг!
Быстро двигаться привык.
Звонок воробьиный хор,
Им ареной служит двор.
(упражнение «Птенчики»)

Индюк, смотри, какой герой -
За индюшат стоит горой!
Распустит хвост, зальётся краской,
Все на него глядят с опаской.
(упражнение «Индюк»)

Зебра в белую полоску,
Зебра в чёрную полоску,
Точно кто-то шутки ради
Нарядил её в матроску.
(упражнение «Лошадка»)

Принесу грибы в корзинке,
Стану их перебирать,
Словно на лесной тропинке
Побываю я опять.
(упражнение «Грибок»)
(упражнение «Чашечка»)

Ель зайчишку приютила,
Веткой от врагов укрыла…
Ёжик - быстренькие ножки,
Протоптал в лесу дорожки.
(упражнение «Иголочка»)

Дятлу клювом бить не лень
Целый день, целый день!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Выходи из щёлки жук!
(упражнение «Дятел»)

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
(упражнение «Грибок»)

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(упражнение «Киска сердится»)

Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.
(упражнение «Маляр»)

Удав, огромнейший удав,
Лежит кольцом средь пышных трав.
Он гордый повелитель змей,
И трогать ты его не смей.
(упражнение «Змейка»)

Хомячок живёт в квартире,
Нет зверька милее в мире.
Он за щёчки прячет ужин.
Что ж! Запас, конечно, нужен.
(упражнение «Футбол»)

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
(упражнение «Самолёт гудит»)

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
(упражнение «Часики»)

Шмель лохматый, шмель пушистый,
Держит путь на луг душистый,
Басом целый день поёт
И нектар цветочный пьёт.
(упражнение «Хоботок»)

Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
(упражнение «Лопаточка»)

В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.
(упражнение «Горка»)

Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
(упражнение «Заборчик»)

Я достал в шкафу варенье,
Я к животным всей душой.
- На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстый и большой.
(упражнение «Вкусное варенье»)

Весёлые мыши забрались на крышу
И лезут упрямо всё выше и выше.
(упражнение «Иголочка» - тонкий хвостик мышки)
Совсем не боятся они высоты!
Какие, однако, отважные мыши! -
Сказали, взбираясь за ними коты.
(упражнение «Киска сердится»)

Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(упражнение «Кто дальше загонит мяч?»)

Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(упражнение «Чашечка»)

Увидев свой хвост, удивилась змея:
- Неужто, друзья, это всё ещё я?
(упражнение «Змейка»)

Два цыплёнка,
(упражнение «Птенчики»)
Два мышонка
(упражнение «Иголочка»)
Учат бегать
Лягушонка.
(упражнение «Улыбка»)
Расшумелась мелкота -
Видно, близко нет кота!
(упражнение «Киска сердится»)

Ходит по двору индюк
(упражнение «Индюк»)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
(упражнение «Птенчики»)
Рассердился сгоряча.

Кот Тимошка жил на крыше.
(упражнение «Киска сердится»)
Ниже, в доме, жили мыши.
(упражнение «Иголочка»)
По стене взбирались мыши,
Не боясь кота на крыше.

На берёзе поутру
Дятел продолбил кору.
(упражнение «Дятел»)

Рыжий кот осенними
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит.
(упражнение «Киска сердится»)
(упражнение «Иголочка»)

Яблоки румяные,
В них медовый сок!
Испечёт нам мама
Яблочный пирог.
(упражнение «Лопаточка»)
Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
(упражнение «Киска сердится»)
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
(упражнение «Иголочка»)
Мог бы славный быть обед,
Только хвать, а мышки нет.

Пароход плывёт по речке
И труба дымит, как печка.
(упражнение «Пароход гудит»)

Труба трубит, труба поёт,
Трубач по улице идёт.
(упражнение «Трубочка»)

Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик, даже глупый самый
Хочет жить с ежихой-мамой.
(упражнение «Иголочка»)

Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели чтоб они.
(упражнение «Почистить зубы»)
(упражнение «Почистим зубы»)

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
(упражнение «Приклей конфетку»)

Литература:
1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001.
2. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.
3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 358 комбинированного вида»

Сообщение для ГМО на тему:

(из опыта работы)

«Использование элементов биоэергопластики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: учитель – логопед БДОУ г. Омска «Детский сад № 358 комбинированного вида» Люличкина Ю. М.

Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика – связанное пластическое движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Также по мнению Ирины Викторовны Курис, «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия – это энергия, которая находится внутри человека, и пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Целью использования элементов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики является развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики, закрепление связи звуков и букв.

Существует система работы с детьми с использованием биоэнергопластики. Её авторами являются Алла Васильевна Ястребова и Ольга Ивановна Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. Авторы рекомендуют использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. Вся система работы состоит из семи этапов. Длительность каждого этапа зависит от ребёнка. Поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики.

Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением мелкой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.

Ведель Юлия Викторовна,

учитель -логопед

Муниципальное дошкольное

общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного

вида №5 «Солнышко»

г. Малоярославец

В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в логопедии:

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, развитие общей моторики (логоритмика, физминутки), развитие мелкой моторики (пальчиковые гимнастики, шнуровки, штриховки и пр.), Су-джок терапия, массаж и самомассаж, биоэнергопластика.

Принципы здоровьесбережения:

Принцип «Не навреди!»;

Принцип непрерывности;

Принцип комплексного подхода;

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. По данным исследований – движения тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Использование известных приёмов:

Лабиринты, пальцеходы, узловки, шнуровки, счётные палочки, природный материал и пр.

Данные приёмы используются для автоматизации звуков. Проговаривая устное задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту, перебирать узелки на шнурке, выкладывать по порядку счётные палочки, раскладывать камешки, ракушки и пр.

Разработка авторских пособий. Несмотря на многообразие пособий, всегда хочется найти, сотворить что-нибудь новое, а следовательно интересное для детей. В своей работе я стараюсь активно внедрять авторские пособия, собственноручно выполненные и неоднократно применимые на занятиях с детьми.

Одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.

Заинтересовавшись темой «Биоэнергопластика», я сделала следующие пособия:

-«Конфеты» (на твёрдой основе крепится поролон, обтянутый мягким флисом с нашитыми пуговицами) Пособие используется для автоматизации поставленных звуков. Ребёнок стараясь одним пальчиком как можно сильнее прижать пуговицу, пятикратно проговаривает предложенный звук, слог или слово.

-«Счёты» (на твёрдой основе натягивается шнурок с 5-ю цилиндрами от колпачков фломастеров) Также я использую это пособие для автоматизации. Принцип тот же, толь ко в данном случае, пальчиком ребёнок передвигает подвижные элементы.

-«Мостик», «Пианино», «Кочки» и т.п.(на плотном картоне закрепляем картинки, обклеиваем прозрачным скотчем, сверху из поролона или потолочной плитки вырезаем и

приклеиваем необходимые объёмные фигуры) Пособия также предназначены для автоматизации звуков.

«Весёлая клавиатура». Идея этого пособия заимствована из интернета, но немного адаптирована к более общему применению. В своей клавиатуре я использовала различные фигуры, что позволяет многократно менять задания. Здесь представлены круги, квадраты, треугольники основных цветов; 5 смайликов; отдел с цифрами и символами. Можно при автоматизации предлагать детям следующие задания: нажимай только квадраты, нажимай только красные фигуры, нажми только кнопки с улыбками; нажми цифры по порядку. При этом проговариваем и закрепляем поставленные звуки, а также закрепляем знания цветов, геометрических фигур, цифр.

Работа с родителями. В своей работе я стараюсь поддерживать взаимосвязь с родителями, проводя как общие, так и индивидуальные консультации. Пытаюсь вовлечь родителей в совместный коррекционный процесс, наглядно объясняю, показываю, например, какие тренажёры можно сделать своими руками и как ими правильно пользоваться. Заинтересованные в успехе своих детей мамы, бабушки с удовольствием участвуют в таких встречах – практикумах.

Использование приёмов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.

Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Стоит отметить одно важное условие – само упражнение должно быть заранее отработано изолированно, а затем введено в артикуляционный комплекс. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Опираясь на собственный опыт, я нашла для себя оптимальные движения. Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.

При выполнении артикуляционных упражнений, требующих сопровождения под счёт 1-2, таких как например, «футбол» (поочерёдное надувание щёк) удобно поочерёдно отстукивать счёт ладошками. При выполнении упражнения «лягушата» (улыбка – исходное положение) можно помогать движениями рук – на улыбочку мы разводим руки в стороны, а на исходное положение – сводим руки перед собой. Выполняя упражнение «качели» удобно правой рукой показывать маятниковые движения влево-вправо. Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.

В заключение хочется отметить, что применение метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога.

«Движенья рук – как взмах крыла,

Без них полёт не состоится…

Желаю счастья и добра!

И лучшее ещё случится!»

Михайлова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №283
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда"
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства

в детской руке, тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

Важнейшей

проблемой

дошкольного

современном

является

увеличение количества детей с речевой патологией.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем

богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.

Исследования

отечественных

физиологов

(В.М. Бехтерева,

М.М. Кольцовой,

А.А. Леонтьева и др.) подтверждают стимулирующую роль тренировки тонких движений

пальцев с интеллектуальным и речевым развитием ребенка. Центры, отвечающие за речь и

движения

головном

человека

расположены

Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, затрудняющийся с

подходящего

помогает

наоборот:

сосредоточенно

рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Учителя-логопеды в коррекционной работе с успехом применяют артикуляционную

гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на

развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики

укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными,

сильными,

уверенными.

артикуляционных

упражнений

дифференцировать

движения

участвующих

процессе

образования

звуков, длительно удерживать артикуляционную позу.

Для того, чтобы интерес детей к ежедневным занятиям гимнастикой не снижался и

эффективность выполнения артикуляционных упражнений не уменьшалась, рекомендую

использовать

биоэнергопластику.

гимнастика

помогает

длительно

удерживать

интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный

эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.

Биоэнергопластика

соединение движений артикуляционного аппарата с

движениями кисти рук.

Она включает в себя три базовых понятия:

«био» - человек как биологический объект;

«энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» - плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью,

энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они

пластичны,

помогают

активизировать

естественное

распределение

биоэнергии

организме.

оказывает

благотворное

активизацию

интеллектуальной

деятельности

развивает

координацию

движений

моторику.

отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа

полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание,

мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряженная работа пальцев и кистей рук и

артикуляционного

аппарата.

Движения

имитируют

движения

речевого

аппарата.

Комплекс

упражнений

использованием

биоэнергопластики

способствует

развитию

подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в

усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие

внимания,

мышления,

ориентировки

пространстве;

значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;

развитие

обеспечение

успешному

овладению

обеспечение

успешности

благотворное

воздействие

состояние

физического и психического здоровья;

выстраивание

преемственности

заинтересованных

участников

образовательного пространства в коррекции речи детей.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно

произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку

работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от

языка. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому

многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе,

покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности

построены

нейропсихологические

коррекционно-развивающие

формирующие

программы.

обучения

необходимо

движение.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются

упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя

перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки.

Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет.

На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением

рук ребенка. Логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ

движением

Воспитанник

выполнять

одновременно

артикуляционные

упражнения

движения

Постепенно

подключается

выполняет

артикуляционное

упражнение

удерживает

одновременно

движением

имитирует,

повторяет

движение

артикуляционного

аппарата.

Необходимо

ритмичным

выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения.

При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

На последнем, заключительном этапе, ребенок самостоятельно выполняет

артикуляционные упражнения с движениями обеих рук.

Комплекс основных упражнений артикуляционной гимнастики

с применением биоэнергопластики

Статические упражнения

Цель

упражнений:

воспитание

точности,

четкости,

плавности

устойчивости

артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики

активизация

интеллектуальной

деятельности

развитие

произвольного

внимания,

зрительного

слухового

восприятия,

межполушарной

взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

«Бегемотик»

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

«Слон»

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении

несколько секунд.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Змея»

Цель: выработать умение

удерживать

узкий язык вне рта.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

«Грибок»

Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Динамические упражнения

Цель

упражнений:

формирование

плавного

переключения

артикуляторного

движения

воспитание

точности,

целенаправленности,

плавности движений артикуляторных органов, развитие координации движений кистей и

развитие

произвольного

внимания,

зрительного

слухового

восприятия,

межполушарной

взаимосвязи,

формирование

действовать

словесным инструкциям.

«Блинчик»

Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Качели»

Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

«Чистим

зубки»

Цель: учить выполнять дифференцированные движения языком.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

«Киска сердится»

Цель: выработать умение изменять положение языка, выполнять точные движения.

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

Не подходите близко!

«Часики»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

«Индюк»

Цель: выработать умение

производить движения

языком по верхней губе.

Я - индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда!

«Маляр»

Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

«Лошадка»

Цель: выработать умение ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку.

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Гармошка»

Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении, тренировать

подъязычную связку.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Перспективность применения метода биоэнергопластики в логопедической

практике обуславливается высокими образовательными возможностями: при совместных

движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и

свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика оказывает

чрезвычайно

благотворное

активизацию

интеллектуальной

деятельности

предпосылки

развитию

координации,

произвольности

поведения,

внимания,

психических

процессов,

необходимых

становления

полноценной учебной деятельности. В результате биоэнергопластических упражнений не

только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

Подготовила Михайлова Е.В.

учитель-логопед ГБОУ Школа №283 г.Москвы

Литература

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство

Детство-Пресс», 2011.

2. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

3.Коноваленко

Коноваленко

Артикуляционная,

гимнастика

4.Лозбякова

правильно

говорить

логопедов,

воспитателей и родителей. – М: Вентана – граф, 2015.

5.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2007.

Из опыта работы педагога ДОУ. Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками

Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: Разработка содержит теоретический и практический материал по использованию биоэнергопластики. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с нарушениями речи.
Цель : развитие артикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики.
Задачи:
-укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процесс;
-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе. Наиболее распространенным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков в речи. Логопедическая коррекционная работа с детьми с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. На первом этапе по формированию правильного звукопроизношения используется артикуляционная гимнастика. Она способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, а это помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Ученые, которые изучали деятельность детского мозга и психику ребёнка, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. В книге «Мозг и его деятельность» В.М. Бехтерев отмечал, что люди, которые много пишут, должны и хорошо говорить. Он считал, что развитие моторного и речевого центров находятся в прямой зависимости друг от друга.
Английский психолог Д. Селли огромное значение придавал «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова отмечала, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от их пальцев, (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц пальцев рук). Эту закономерность необходимо использовать в работе не только при своевременном развитии речи у детей, но и в случае задержки развития моторной стороны речи.
На рисунке канадского невролога У. Г. Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в коре больших полушарий головного мозга. Большие размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на развитие речи.


Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи и установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи отмечали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует или пишет непроизвольно высовывает язык.
Ястребова А.В. и Лазаренко О.И. отмечали, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Для этого в своей работе учителя–логопеды эффективно используют артикуляционную гимнастику, которая включает совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био - человек как биологический объект: энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Таким образом, биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп.
Элементы биоэнергопластики отражены и в системах развития интеллекта методами кинезиологии - науки о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Это еще один важный аргумент в пользу использования биоэнергоплатики, так как под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. При этом совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.


Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов .
1. На подготовительном этапе проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей: губ, челюсти, языка.
2. На следующем этапе дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата и выполняют упражнения для губ, языка и челюсти традиционными артикуляционными упражнениями.
3. На основном этапе дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными.
4. Далее дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку.
5. Затем дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, сопровождая движениями обеих рук.
6. На заключительном этапе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой дети выполняют с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры.
Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу.
Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.
Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения языка и специальные движения кистей и пальцев рук.


Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению артикуляционных движений одновременно с работой кисти, движения должны быть ритмичными и четкими.

Упражнения по биоэнергопластике

«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.
«Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
«Слоненок»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.
«Часики»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кон¬чик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.
«Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.
«Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.
«Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.
«Кошка сердится»
Рот открыть. Кончик языка упиреть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.
«Гармошка»
Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.
«Грибок»
Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, от-крыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.
«Дятел»
Стучать кончиком языка за верхними зубами и произ¬носить: «д - д - д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать по ладони другой руки.
Использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью коррекционной логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства.
Литература:
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - М.: Детство-Пресс, 2011.
2. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 92-94.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: